В США будут защищаться от угроз, связанных с электромагнитными импульсами

Как не пропасть поодиночке

На днях прозвучала новость, которая, увы, добавляет новый неприятный штрих в «черном списке» мировых угроз. Министерство внутренней безопасности США уведомило о принятии Вашингтоном стратегии по защите страны от «угроз, связанных с электромагнитными импульсами (ЭМИ) и возмущением геомагнитного поля». Увы, это не научная фантастика и не досужие разговоры интернетных экспертов, не имеющих даже базового физического образования. (К сожалению, такие дилетанты сами по себе являются угрозой.) Документ разработан с учетом консенсуса, имеющегося в американских разведслужбах. И в нем четко признается, что угроза, под которую могут быть поставлены инфраструктурные объекты, электрические и транспортные сети, коммуникационное оборудование, вполне реальна.

Фото РЕЙТЕР

По сути, это очередной глобальный вызов наряду с такими же касающимися всех угрозами, как кибертерроризм, техногенные катастрофы и другие опасности инфраструктурно связанного мира. Так что стартовавшей в Минске международной конференции высокого уровня под эгидой ОБСЕ подкинута еще одна задачка. И сложность ее не столько физическая, сколько «лирическая» — на уровне идей.

Что касается чистой физики, то тут все ясно. Электромагнитное оружие — это группа вооружений, в котором для придания начальной скорости снаряду используется магнитное поле или цель поражается непосредственно с помощью электромагнитного излучения. Оборудование и электроника при этом выводятся из строя за счет перенапряжения сети. Речь в данном случае идет о нелетальном оружии, работающем за счет освоения энергии электромагнитного импульса. Соответствующее заявление обнародовала пресс–служба исполнительного департамента правительства США.

В стратегии излагаются «четкое видение и подход» министерства внутренней безопасности «по защите критически важной инфраструктуры» Соединенных Штатов от «потенциально катастрофических ЭМИ–инцидентов», а также принципы реагирования на них и восстановления в подобных обстоятельствах.

Правительство США наметило себе список конкретных шагов, призванных «оптимизировать имеющиеся ресурсы» и обеспечить лучшую координацию между федеральными, региональными и местными властями, отраслевыми ведомствами и частными операторами.

И вот тут в разговор физиков вступают лирики с вечным вопросом: а возможно ли вообще решать такие проблемы чисто техническими средствами да еще поодиночке? Можно ли выстроить крепко защищенную цитадель в отдельно взятой стране от постоянно возникающих новых угроз? Ведь они стоят в списке приоритетов и на уровне ООН, ОБСЕ и других международных организаций. В Минске, кстати, уже прозвучали предложения создать стратегическую коалицию государств и обществ для адекватного ответа терроризму любого вида.

Но вопрос гораздо шире. Серьезные международные аналитики рисуют в своих докладах образ рассыпающегося мира. Автор этой метафоры, видный российский политолог Федор Лукьянов, предупреждает, что международные процессы становятся неуправляемыми. Контроль ускользает из рук даже тех, кто обладает мощными рычагами воздействия. Сами недавние адепты глобальных решений начали отказываться от универсализма и многосторонности. Но при этом стремление каждого отдельного «жильца» глобального дома обустроить пространство только под себя бесперспективно. Мировая архитектура, вернее, ее безопасность, неделима.

Теперь каждая страна проводит инвентаризацию своих возможностей. Что каждая из них может предложить для внутренней и внешней устойчивости? Подходы Европы изложил на Генассамблее ООН французский президент Макрон. Он предложил всем странам объединиться для решения глобальных проблем. Роль Минска как места, где проходит конференция высокого уровня под эгидой ОБСЕ, а скоро пройдет и встреча Основной группы Мюнхенской конференции, говорит сама за себя. Здесь сегодня вырабатываются общеевропейские подходы.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter