Как не превратиться из пассажира в жертву?

Когда у пассажирки одного из поездов белорусско-российского направления пропали деньги, можно сказать, на ушах стоял весь вагон. Люди бросились проверять свои бумажники. Вскоре истеричные крики сменились радостными. Кошелек нашелся. Просто по рассеянности дама положила его в другую сумочку. Инцидент был исчерпан, а тревога у пассажиров осталась. От неприятностей в дороге никто не застрахован. Всякое случается. В том числе и криминальное. Что тогда делать? Кто поможет?

Еще лет десять назад наряды транспортной милиции сопровождали некоторые поезда до Москвы или Питера. Сейчас на аналогичных международных направлениях по российской территории они в редких случаях могут доехать до Смоленска (россияне в свою очередь сопровождают до Орши). Дальше поезд находится под опекой российских коллег. У них свои способы решения поставленных задач, а белорусская миссия на этом этапе заканчивается. В остальных же направлениях после пересечения государственной границы ответственность за безопасность пассажиров полностью ложится на местные власти.
Что касается охраны поездов, проходящих по территории Беларуси, то здесь ситуация довольно прозрачная и спокойная. Как рассказал руководитель группы информации и общественных связей УВД на транспорте Александр Пальчинский, охрану на железной дороге обеспечивают 11 отделов и несколько отделений милиции. В сутки по территории Беларуси проходит более 1000 пассажирских, пригородных поездов и около 600 товарняков. Объем пассажироперевозок составляет свыше 150 миллионов человек в год. В зависимости от криминогенной обстановки выбираются поезда для сопровождения и устанавливается численность патруля. Поэтому не в каждом составе находится наряд милиции. За трое суток  сопровождается примерно 65 поездов и более 500 электричек.
По статистике, наиболее распространенный вид преступлений как в пассажирских, так и пригородных поездах — это кража. За прошедший год в зоне ответственности транспортной милиции произошло 6 тяжких телесных повреждений, 15 разбойных нападений, 168 грабежей, свыше 300 хулиганств и около 1100 краж.  
В электричках работают не слишком квалифицированные воришки. Увидели, что-то плохо лежит, прихватили, ушли. В поездах дальнего следования все гораздо сложнее. От стандартной схемы “непринужденная беседа — водка — похищенные деньги” до преступных групп, которые отслеживают пассажира.
В особую группу риска попадают гастарбайтеры, возвращающиеся с московских строек. Случается, некоторые работодатели сами и являются наводчиками для промышляющих на транспорте банд. Преступники узнают номер поезда, вагон и место жертвы. Остальное — дело техники.
Кстати, если пассажир сразу заметил пропажу и заявил об исчезновении, шансы на успех у него остаются. Обычно украденная вещь находится в том же вагоне. К сожалению, не многие знают, что обращаться с заявлениями о краже в поездах необходимо сразу в транспортную милицию. Многие пишут заявления в райотделы по месту жительства. Пока бумага дойдет куда следует, теряется время, а вместе с ним и шансы на благоприятный исход.

Чтобы не пополнять милицейскую статистику и не стать героем криминальных сводок, пассажиру важно не забывать следующее:


  • закрытая дверь купе — не банковский сейф. Поэтому перед отправлением надежно спрячьте деньги и ценные вещи;

  • если вы пользуетесь пригородными поездами в вечернее и ночное время, выбирайте хорошо освещенные вагоны, в которых есть пассажиры. Неплохим вариантом является проезд в головном вагоне состава, где в случае опасности вы сможете обратиться за помощью к машинисту;

  • если в отношении вас совершено противоправное деяние, вы стали свидетелем или очевидцем преступления, обнаружили подозрительные бесхозные предметы, об этом необходимо немедленно сообщить сотрудникам транспортной милиции, а в их отсутствие — железнодорожникам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter