Как не потеряться в этом мире,знает директор сельской школы Павел Быков

В справочное издание стран СНГ “Деловой мир. Кто есть кто” включено имя директора Турец-Боярской сельской школы Молодечненского района, кандидата педагогических наук Павла Быкова.
Быков — директор первого в республике образовательно-культурного центра. В деревне Турец-Бояры этот центр объединяет все учреждения, которые непосредственно работают с молодыми жителями села. Кроме школы в составе центра сельский Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, детский сад, библиотека, филиалы школы искусств и детско-юношеской спортивной школы. Есть прямые договора со столичными учреждениями — кукольным театром, Минским цирком, областным драматическим театром. Все это не просто для развлечения — все работает на конечный результат: помочь сельскому школьнику найти себя в этой жизни, уже в школьные годы определиться, что для него в жизни важно, на что он способен.
— Процент поступления в высшие учебные заведения, конечно, важный показатель в работе школы, но не главный, — считает Павел Иванович.
Он не кичится тем, что в отдельные годы все без исключения его выпускники становились студентами. Это, считает директор, промежуточный этап. Главное, чтобы ребенок не разочаровался в выбранной профессии.
Павел Иванович разворачивает передо мной диаграмму “Динамика самоопределения выпускников школы”. Вот это, считает, самое главное — чтобы старшеклассник знал, что он хочет, чтобы не потерялся в жизни. Это — основа.
Готовить сельских школьников к самостоятельной жизни — этому подчинена вся система воспитательной и образовательной работы в школе. Автор лучшего в республике проекта образовательно-культурного центра и восьми научных публикаций в журналах и сборниках научных трудов, Быков не видит ничего плохого в том, что его ученики нередко переходят с одного профильного предмета на другой, от одной профессии к другой, выбирая свою. Для того, чтобы знать, какова специальность, о ней надо не просто услышать, ее надо попробовать, “примерить” на себя. Этому подчинены и трудовые десанты в подшефные хозяйства. Работая на уборке урожая в хозяйствах, они не просто зарабатывают деньги, а изучают сельскохозяйственные профессии. В этом году профессии сельских специалистов выбрали для себя Руслан Кропоткин и Алексей Семашкевич. Они поедут учиться по направлению сельхозпредприятий “Лебедево-Агро” и “Засковичи”.
Этому посвящена и кандидатская диссертация Павла  Быкова “Организационно-педагогические основы создания и деятельности образовательно-культурных центров”. Тема готовой к публикации докторской диссертации — “Система воспитательной работы в сельской школе”. Тема, как считает автор, чрезвычайно актуальная, потому что четкой системы воспитательной работы в сельских школах страны просто нет. Есть механический набор мероприятий. Одной школе такую проблему не решить. Потому и нужны именно образовательно-культурные центры на селе — чтобы психолог и социальный педагог работали вне школы, по месту жительства семьи. Именно семья — объект приложения сил для этих специалистов.
Здоровый образ жизни, считает Павел Иванович, это цель, идеал, к которому надо стремиться. А пути достижения этой цели — это и есть то, над чем нужно работать. Нужна материально-спортивная база и специалисты для работы на селе. Не только со школьниками, но и молодыми людьми постарше. Практика подтвердила верность этого пути: за два года работы в Турец-Боярах энтузиаст-тренер смог подготовить чемпионов области в толкании ядра и диска. Жаль только, что мало таких энтузиастов приезжает работать в деревню.
Будущее села сегодня сидит за школьной партой. Поэтому и возрождение надо начинать именно отсюда. Как практически это сделать, знает директор сельской школы из Молодечненского района, участник пяти международных семинаров по проблемам лидерства и менеджмента в образовании, награжденный за свои новации орденом Франциска Скорины Павел Иванович Быков.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter