Как не потерять лицо…

В Беларуси отдельные граждане пытались втихомолку зарегистрировать на свое имя бренды «Pepsi», «Nokia», «Motorola» и другие

Представьте склад, который доверху заполнен дорогой продукцией, а ворота открыты настежь. Нет ни сторожа, ни сигнализации, нет даже злой собаки… Ситуация абсурдная: никто не бросит товар без надежной охраны. Однако к интеллектуальной собственности немало предприятий относятся пока достаточно равнодушно. Худо-бедно, наши производители разрабатывают собственные торговые марки, продвигают их, но не всегда охраняют юридически.

А потом вокруг правообладания брендами разгораются споры, которые подчас серьезно влияют на экспорт «проблемной» марки. 

В Беларуси процесс раздела «социалистических» брендов прошел достаточно мирно. Ярких проявлений пиратства не наблюдалось. Но желающие прикарманить торговые марки иностранных компаний были. В республике ряд лиц пытались зарегистрировать на свое имя известные мировые бренды: «Pepsi», «Nokia», «Motorola» и др. 

— У экспертизы не всегда достаточно оснований для отказа в регистрации знака, — говорит начальник управления экспертизы товарных знаков Национального центра интеллектуальной собственности Евгений Зинкевич. – Однако истинный владелец торговой марки имеет право аннулировать регистрацию, если действия заявителя будут квалифицироваться, например, как недобросовестная конкуренция. По законодательству также не подлежат регистрации товарные знаки, которые вводят потребителя в заблуждение относительно производителя товара и т.п. 

Вообще же, «брендовая юриспруденция» — сложная наука. И прежде чем вкладывать средства в продвижение торговой марки, необходимо выяснить, позволяет ли закон «оформить в собственность» знак. В Беларуси подлежат охране различные признаки идентификации бренда: название, логотип, слоган, оригинальный вид товара, упаковка… Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания» позволяет регистрировать словесные, изобразительные, объемные обозначения и их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Зато нельзя зарегистрировать некоторые особенные знаки — звуковые, движущиеся, обонятельные... На Западе подчас охраняют совершенно неожиданные маркетинговые инновации. Скажем, товарным знаком являются запах конского пота, исходящий от обивки кресел автомобилей «мустанг», привкус «синтетических» лесных ягод в жевательной резинке… 

Предостаточно и исключений из правила. Например, не регистрируются обозначения в виде отдельной буквы или цифры, не обладающие уникальным графическим исполнением, простые геометрические фигуры, математические символы и тому подобные знаки. Ограничений немало, и на эту удочку порой попадаются производители. Придумывают торговую марку, завоевывают симпатии покупателя, а при оформлении прав на свой знак получают отказ. Скажем, по закону не могут охраняться общеупотребительные слова, обозначающие определенный вид продукции: «разноцветные» — для карандашей и красок, «коровье» — для молока… 

Правда, есть зарегистрированный знак «Золотистое» для масла. Но производителю стоило немалых трудов получить на него права.  Проводили специальные исследования, чтобы доказать: прилагательное «золотистое» ассоциируется у многих потребителей именно с их маслом. Но такой путь рискованный, с непредсказуемым результатом. Скажем, в середине 90-х суд ЮАР не признал название «McDonalds» известным на территории Южной Африки и право обладания этой вывеской оставил за местными ресторанами. По-другому вышли из ситуации табачники. Названия «Минск» и «Гродно» нельзя защитить — они указывают на географическое место производства товара. Однако эти обозначения могут входить в состав комбинированных знаков, которые получают охрану без предоставления исключительного права на указанные слова. 

Некоторые специалисты утверждают: только считанные белорусские предприятия проводят целенаправленную патентную политику по охране интеллектуальной собственности. Например, «Савушкин продукт» юридически защищает все свои знаки, графические изображения, а также рецептуру некоторых видов своей молочной продукции. В результате их творожки и йогурты защищены от посягательств надежной броней. 

Но это скорее исключение, чем правило. В Беларуси зарегистрировано свыше 70 тысяч знаков. Причем большая часть – 85 процентов — приходится на иностранных производителей. 

— Конечно, в области охраны интеллектуальной собственности дело сдвинулось с мертвой точки, — говорит Евгений Зинкевич. – Каждый год увеличивается количество заявок на регистрацию торговых знаков. Но одна из основных проблем – дефицит специалистов в области патентно-лицензионной работы. В советские времена на каждом крупном предприятии, в министерствах, концернах обязательно были патентные отделы. Сейчас в главках этой проблемой в лучшем случае занимаются 1—2 человека, а на предприятиях таких специалистов может и вовсе не быть. Исключение составляют только гиганты республиканского значения — МТЗ, МАЗ, БМЗ и некоторые другие. 

А ведь в правовом поле охраны интеллектуальной собственности много граблей, о которые можно больно удариться. Скажем, в республике действует континентальная система охраны товарных знаков: кто первый подал заявку на регистрацию знака, тот и вправе им обладать. Когда на руках имеется свидетельство о регистрации, у торговой марки появляется безраздельный хозяин. И тогда за ее несанкционированное использование можно требовать возмещения ущерба или добиваться через суд конфискации контрафактной продукции. 

— Экспертиза заявленного обозначения, по существу, длится примерно 2 года, — замечает Евгений Викторович. – Сократить срок рассмотрения заявок можно двумя способами: либо увеличить штат экспертов, либо изменить процедуру экспертизы. Сейчас наши сотрудники проверяют поступившие на регистрацию обозначения  по всем основаниям, позволяющим вынести решение об отказе. В мире, кроме проверочного метода, существует и явочный. Патентный орган оценивает только абсолютную охраноспособность знаков, потом публикует заявки в бюллетене товарных знаков, и все заинтересованные лица могут предъявлять свои обоснованные претензии в определенный срок. Как показывает практика, чьи-либо интересы затрагиваются только в 5—7 процентах случаев. Такой подход к экспертизе существенно сократит сроки рассмотрения заявок. 

Впрочем, многих брендовых проблем можно было бы избежать, если бы предприятия не жалели средств на свои торговые марки. Ведь подавляющее большинство знаков регистрируется в Беларуси и охрана на них распространяется только на территории нашей страны. Регистрационная госпошлина на родине обходится недорого – в 4—5 базовых величин. А в России та же процедура обойдется в 15—20 тысяч российских рублей за каждый торговый знак. Количество белорусских знаков, охраняемых за рубежом, крайне невелико. Скажем, менее 200 отечественных компаний получили охрану своих знаков по международной процедуре Мадридского соглашения. До поры до времени предприятиям достаточно и национальной защиты, но потом начинаются проблемы при выходе на экспортные рынки. Соседи времени зря не теряют, с удовольствием копируют удачные торговые марки и обеспечивают им охрану на российской территории. И для белорусского товара под таким именем экспорт закрыт. 

Патентное право — бесконечная тема для разговора, ибо этот раздел юриспруденции изобилует исключениями и нюансами. В этом буреломе тонкостей под силу разобраться только квалифицированному специалисту. Главное, чтобы предприятия почаще включали таких специалистов в свои маркетинговые советы. Ведь при жесткой конкуренции используются и самые жесткие методы борьбы. А в тяжбе за торговый знак всегда выигрывает более подготовленная сторона. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter