Как не потерять деньги на тестировании

О том, что нужно экономить, знает даже ребенок. Но везде ли поставлены “задвижки” для бесполезной утечки даже самых небольших бюджетных средств?.. Ведь из малых денежных ручейков складываются большие финансовые потоки. Смело могу утверждать, что нет.

В течение минувшего мая более 180 тыс. абитуриентов, планировавших поступать в высшие и средние специальные учебные заведения и изъявивших желание участвовать в централизованном тестировании (ЦТ), записались по 14 предметам в общей сумме на 558 899 “человеко-тестов”. В нынешнем году побит рекорд 2006-го, когда было зарегистрировано 473 тыс. “человеко-тестов”. Как обычно, более всего абитуриенты нынешнего года пожелали попробовать свои силы в знании математики — 127 063 человека. Далее предметы распределились следующим образом: русский язык — около 120 тыс., белорусский язык — 119 517, физика — 52 342, биология —44 672, химия — около 21 568, история Беларуси — 37 721, “Человек. Общество. Государство” — 18 430, английский язык — 35 492, немецкий язык — 7479, французский — 2018, география — 1596, история новейшего времени — 2792, всемирная история — 2802 человека. Менее всего зарегистрировалось сдавать испанский язык — 388 человек.
Количество желающих “грызть гранит науки” на более высокой ступени образования впечатляет. Но обратите внимание на то, что все эти тестовые испытания проводятся на бюджетной основе, т.е. бесплатно для абитуриента, хотя с очень весомыми затратами со стороны государства. Ведь для обеспечения нормальных условий при прохождении централизованного тестирования необходимо провести серьезную подготовительную работу. В частности, составить и напечатать тестовые задания, бланки ответов к ним, подготовить бумагу для черновиков, выписать пропуск на вход в здание пункта по тестированию, определить согласно жеребьевке посадочное место, обеспечить температурный режим в аудитории, охрану документов и медицинское обслуживание тестируемых, провести доставку документов из Республиканского института контроля знаний в пункт тестирования и обратно, организовать дежурство в аудитории педагогических работников во время тестирования, проверить результаты, разместить их в Интернете и в местах проведения тестирования, изготовить и выписать сертификаты с набранными баллами и многое другое, не видимое глазу постороннего человека, включающее работу сотрудников КГБ, МВД и КГК.
Как представитель государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведением вступительных испытаний с уже большим стажем, замечу, что вся эта работа в нашей стране ежегодно проводится на высочайшем уровне, очень четко и слаженно. И хотя люди трудятся в контролирующих комиссиях на общественных началах, жертвуют своим летним отпуском, но работают так, что жалоб на организацию вступительных испытаний со стороны родителей и абитуриентов нет. То есть государство свои обязанности выполняет добросовестно. А как же сами абитуриенты?
Вот что говорят цифры. В 2006 году в ходе тестирования неявка зарегистрированных абитуриентов составила около 9%. И в текущем году ситуация похожая. Не явились сдавать белорусский язык 6543 человека (5,6%), историю Беларуси — 3063 (8,1%), математику — 10 641 (8,4%), биологию — 4539 (10%), физику — 6241 (12%), всемирную историю новейшего времени — 380 (13,6%), ЧОГ — 2583 (14%), географию — 243 (18%), химию — 2793 (13%), иностранный язык — 5250 человек (11,2%). Каждый седьмой “физик” не явился на тестирование в Витебской области, каждый четвертый “француз” — в Брестской области, каждый третий (!) “историк новейшего времени” — в Могилевской области. Даже на тестирование в резервный день из 1703 “вымоливших” разрешение на участие не явилось 254 (15 %). В итоге во время тестирования из 558 899 мест пустыми оказались около 50 тысяч (как и в прошлом году — около 9%).
Есть предположение, что основную массу неявившихся составляют ученики школ, которым поступать через год-два, но уже сейчас они пробуют свои силы, участвуя в бесплатном тестировании. Хотя согласно известным правилам в вузы на все формы получения высшего образования могут поступать только лица, имеющие общее среднее образование или профессионально-техническое образование с общим средним образованием, либо среднее специальное образование, подтвержденное документом об образовании. Организовать выявление тестирующихся школьников очень сложно. Но после предупреждения в СМИ о недопустимости такого “деяния” многие из них все же отказываются от участия, правда, к сожалению, без предварительного возврата выданного пропуска или какого-либо извещения о своем неучастии. Отдельные абитуриенты записываются более чем на три теста, ошибочно думая, что потом выберут лучшие результаты. На последние (по срокам проведения) тестовые испытания не идут и лица, получившие к тому времени неудовлетворительные баллы по белорусскому или русскому языкам. Ведь они сразу “выбывают из игры”, и дальнейшие испытания для них становятся бессмысленными. По этой причине в пунктах тестирования даже после зачисления в вузы и ссузы остаются горы сертификатов — дорогостоящих, сложных в изготовлении документов со степенью защиты от подделок, как у банкнот.
Понятно, нужно что-то предпринимать как для борьбы с “дезертирами”, так и для борьбы с другими нерациональными тратами во время проведения вступительной кампании. Но что? Просить предъявить справку из школы — погрязнем в бумагах, предъявить аттестат — не в каждой школе могут успеть его выписать. На мой взгляд, самым оптимальным вариантом мог бы стать следующий: изменить содержание Правил приема в высшие и средние специальные учебные заведения, исключив норму о проведении централизованного тестирования только за бюджетные средства. Плата за тестирование не уменьшит количество посторонних людей на испытаниях, но и значительно его не увеличит. Зато ее введение дало бы возможность если не полностью, то существенно погасить как прямые необходимые расходы, так и неоправданные потери государства, а денежный поток завернуть в бюджет страны. Ведь если оценить участие в одном тестировании хотя бы в 5 тысяч белорусских рублей (реальная себестоимость значительно выше, за одно пробное тестирование желающие платили в 2003 году 15 100 рублей, 2004-м —  8 100, 2005-м — 19 000, в 2006-м —  16 000 рублей), то бюджетные расходы государства составили от 3 до 10 млрд рублей, а потери, понесенные страной из-за неявки на тестирование только в этом году, — от 250 до 750 млн. Помимо экономии расходов, этот шаг внес бы и большую ответственность абитуриентов за заявку об участии в ЦТ. Абитуриентам, нуждающимся в материальной поддержке, конечно, при этом нужно разрешить проходить тестовые испытания бесплатно.
В связи с тем что изменение документов должно осуществляться в комплексе, можно было бы учесть и другие высказываемые населением предложения по совершенствованию правил. Например, разрешить абитуриентам принимать участие в четырех тестовых испытаниях вместо нынешних трех, или уравнять в правах выпускников Суворовского училища и Гомельского лицея МЧС, которые живут и учатся в одинаковых условиях, а льготами при поступлении пользуются разными. А если кто-то опасается, что в Республиканском институте контроля знаний не успеют проверить результаты тестирования, то эта проблема решается простым добавлением в штат сотрудников, размер заработной платы которых не идет ни в какое сравнение с предполагаемой компенсацией бюджетных расходов.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter