Как найти выход из лабиринта долгов

Эту   проблему   сообща   с   руководителями   и   юристами   решал   во   время   командировки   на   Гродненщину   председатель   Высшего   Хозяйственного   Суда,   председатель   ОО   «Белорусский   республиканский   союз   юристов»  

Эту   проблему   сообща   с   руководителями   и   юристами   решал   во   время   командировки   на   Гродненщину   председатель   Высшего   Хозяйственного   Суда,   председатель   ОО   «Белорусский   республиканский   союз   юристов»   

Счет  6:119, не  в пользу  ивьевчан 

Председатель Высшего Хозяйственного Суда  Виктор Каменков не случайно в минувшую пятницу посетил Ивьевский район и провел  прием посетителей. Дело в том, что в последнее время дал о себе знать  некий перекос. В Хозяйственном суде Гродненской области в минувшем году было рассмотрено всего лишь шесть дел, по которым субъекты хозяйствования Ивьевского района выступили в качестве истцов. Зато в качестве ответчиков они предстали по 119 делам.  

Более того, с начала нынешнего года судом области рассмотрено 56 дел в порядке искового производства, по которым субъекты хозяйствования с ивьевской пропиской выступали ответчиками. Вынесено 43 решения:  по 29 делам исковые требования к ним удовлетворены полностью, по 13 — частично и лишь в одном случае последовал отказ от иска. Вынесено также 13 определений о прекращении производства по делу (в трех случаях достигнуто мировое соглашение, в остальных истцы отказались от своих претензий). 

Но, как известно, хозяйственные суды рассматривают дела и в порядке приказного производства. Может, здесь для ивьевских субъектов хозяйствования все складывается более оптимистично? Судите сами: в прошлом году рассмотрено 38 заявлений субъектов хозяйствования Ивьевского района о выдаче судебного приказа. При этом взыскателем в большинстве случаев выступало местное отделение  ОАО «Белагро-промбанк». В порядке приказного производства также рассмотрено 93 заявления о взыскании задолженности с ивьевских субъектов. Должники — в основном  сельхозпредприятия района. С начала нынешнего года рассмотрено 39 приказных производств с участием  субъектов с местной пропиской. Только  в 13 случаях взыскателями оказались ивьевчане, а вот должниками они являлись абсолютно по всем указанным  делам, по которым, соответственно, были вынесены определения о судебном приказе. 

Показательный диалог 

Юрисконсульт Александр Казаков — представитель СПК «Морино» — записался на прием к председателю Высшего Хозяйственного Суда Беларуси Виктору Каменкову не из-за собственной блажи  — нужда заставила. Дело в том, что в Хозяйственном суде Гродненской области находится на исполнении 27 исполнительных производств в отношении СПК «Морино». Они «тянут» без малого на 414  миллионов рублей. 

— Так как наш СПК находится  в трудном материальном положении, — начал излагать председателю ВХС свои проблемы Александр Казаков, — возмещать имеющуюся задолженность нам непросто. Судебные исполнители возлагают ее в основном на скот, находящийся на доращивании,  молочную продукцию. Но у нас в хозяйстве немало объектов, которые числятся в основных средствах, но не зарегистрированы в Госреестре. А ведь если разобраться, они имеют определенную ценность. 

— И что это за здания?  — поинтересовался Каменков. 

— Например, есть откормочник. 

— Это заброшенное здание? — последовало уточнение. 

— Нет, функционирует. Правда, строили его еще в советские времена. 

— Что мешает вам этот объект зарегистрировать? 

— Для этого нужны немалые средства, которых у хозяйства в настоящее время нет. 

— Так вы предлагаете, чтобы судебные исполнители этим занялись? 

— Нет, я этого не предлагал. Но это здание можно продать в счет погашения долгов. 

— Хорошо. И кого оно может заинтересовать? 

— Например, фермеры могут его купить. 

— Найдутся такие фермеры? 

— Если дать объявление, то, думаю, найдутся. 

— У вас в хозяйстве почти полумиллиардный долг в хозяйственном суде. Наверно, и другие долги есть? 

— Основная масса долгов хозяйства образовалась при старом его руководстве. Нынешний председатель у нас работает только с 2005 года. 

— Какая разница?! Платить надо все равно. 

— Согласен. Но если описывается скот, то, несмотря на все усилия нового руководства, хозяйство не будет нормально функционировать. Невозможно вовремя выплачивать заработную плату, рассчитываться по текущим платежам. 

— Но у нас нет таких фактов, что вы ходатайствовали о помощи в выплате зарплаты труженикам СПК и вам отказали, — решила уточнить заместитель председателя Хозяйственного суда Гродненской области Елена Шулейко. 

— Почему вы, Александр Иванович, как юрисконсульт, не предложили свою программу действий по ликвидации долгов хозяйства? Может, не спорю,  действительно надо продать какое-то здание. Вот и поучаствовали бы в этом. Обратились бы в райисполком и продали бы затем объект фермерам или бизнесменам под склад. Сейчас у вас не только скот, но и урожай заберут после того, как вы его свезете с полей. Нельзя юристу бездействовать в такой ситуации, — добавил Каменков. 

— Не только наше хозяйство оказалось в столь трудном положении. Поэтому есть такая просьба, —  откликнулся на прозвучавшие замечания юрисконсульт, который, к слову, лишь полгода работает в занимаемой должности. — Нельзя ли в отношении пени по долгам, Виктор Сергеевич,  что-то сделать? 

— Вы что, законодательство предлагаете поменять? 

— Может, срок определенный дать хозяйствам или добиться, чтобы они меньше платили. Ведь мы зарабатываем ровно столько, сколько и должны отдать. 

— Да, наверняка это так. Но вы слышали, что Президент об этом говорит: долги надо отдавать. 

— Мы не отрицаем, что долги надо отдавать, но чтоб их как-то скорректировать… 

— Списывать долги предлагаете? 

— Нет, не списывать. 

— Но пеня начисляется только тогда, когда ваше хозяйство не платит долг. 

— Если у нас в настоящее время нет материальных средств, на которые может быть обращено взыскание, то мы вполне резонно просим отсрочку на определенный период. Чтоб скот дошел до определенной кондиции. Но его описали , и мы ничего не можем сделать. 

— Понимаю, — посочувствовал председатель ВХС посетителю, — ваши трудности. Я сам родом из деревни, хорошо знаю, что такое колхоз. Но  настаиваю: вам надо самому больше проявлять активности. Составить график погашения долгов, пригласить в райисполком всех ваших кредиторов. Кстати, кто они? 

— Фонд социальной защиты населения, банки, «Гродноэнерго»… 

— График  погашения долгов можно утвердить решением райисполкома. Попытаться с его помощью продать имущество. Побуждать коллектив работать с большей отдачей. Время сейчас такое: нужен совсем другой подход, совсем не тот, что предусматривает списание долгов. 

— Но и кредиторы порой ведут себя неподобающе. «Ошмянским электросетям» РУП  «Гродно-энерго» по исполнительному производству мы должны выплатить 34 миллиона рублей. Мы оплачиваем предприятию текущие платежи за потребляемую электроэнергию. Но оно относит их на тот долг, что числится за хозяйством. Получается, что по текущим платежам мы не рассчитываемся, хотя это не так. 

— По нашей инициативе, — напомнил Виктор Каменков, — были внесены изменения в Гражданский кодекс. Суть их заключается в том, чтоб в первую очередь погашался долг, а потом уже пеня и все остальное. Но кое-кто начинает хитрить. 

— Хитрость, Виктор Сергеевич, заключается в том, — подключился к разговору председатель Ивьевского райисполкома Валентин Прокопик, — что пролонгация действует до тех пор, пока идут текущие платежи, а как только пропускается платежка, ком нарастает… Это очень запутанная система. 

— Елена Ивановна, — обратился Каменков к заместителю председателя Хозяйственного суда Гродненской области Е. Шулейко, — займитесь этим вопросом. Изучите ситуацию и в других районах. Дайте информацию в облисполком, а копию — мне. Я подниму этот вопрос на заседании правительства. 

— Я хотел бы прояснить ситуацию по первому вопросу, который поднял юрисконсульт хозяйства, — продолжил излагать председатель райисполкома. — Судебные исполнители порой слишком рьяно исполняют букву закона. Приезжают в хозяйство, пригоняют скотовозы и, невзирая ни на что, дают команду грузить бычков двухсот-трехсоткилограммовых. Признаюсь: иногда я вмешиваюсь в такие действия, хотя и не имею права на это. Надо же давать возможность хозяйству доводить тех же бычков до убойного веса. Сегодня оно не имеет возможности возместить долги, а завтра ситуация изменится. 

— Я давным-давно запретил судебным исполнителям сдавать в счет погашения долгов телят молочных и поросят-сосунков. Мы хорошо понимаем, что если во-время сдавать тех же бычков, то один может и за десять теперешних пойти. Я настаиваю на том, что и от юрисконсульта, руководства СПК очень многое зависит. От вас также инициатива должна исходить. Если мы находим возможность к вам приехать в глубинку, разобраться с имеющимися проблемами, то и вы, когда приезжаете в Гродно в хозяйственный суд, при необходимости  его руководство тревожьте, не стесняйтесь. К сожалению, мы  то и дело сталкиваемся в разных регионах с фактами, когда истец и ответчик из одного ведомства, вместо того чтобы договориться и зачет долгов произвести, выясняют отношения в суде. Вот таких подходов я не принимаю. И еще: давайте активнее от общих разговоров переходить к практике. Возникают вопросы  по действиям работников хозяйственных судов — обращайтесь, мы вас внимательно выслушаем и разберемся, при возможности поможем. Но это, повторяю, в случае, если не будете бездействовать. В противном случае ваши дела могут оказаться плачевными. 

За  частным вопросом —государственная проблема 

— Наша беседа с юрисконсультом Александром Казаковым, подключившимися к ней руководителями оказалась полезной. Надеюсь, для обеих сторон, — прокомментировал состоявшийся диалог Виктор Каменков. — Рациональные зерна в ходе ее мы, думается, нашли. Я услышал и разумные предложения, в частности, о продаже незарегистрированного недвижимого имущества. Эта проблема актуальна для всей Беларуси. Постоянно следуют обращения к судебным исполнителям: обратите взыскание на то или иное здание, а оно зачастую оказывается незарегистрированным. Самому регистрировать его не получается — дорого стоит данная процедура, да к тому же  довольно  хлопотное это дело.

В России в подобных ситуациях суды отказываются выполнять решения в принудительном порядке. Не зарегистрирована недвижимость — это ваша, местной власти проблема. Будет регистрация, тогда и будем решать вопрос о погашении долга путем продажи здания, но  только когда сами его зарегистрируете. 

Высший Хозяйственный Суд Беларуси старается в таких случаях не уходить в сторону, не перепасовывать ответственность  другим, тем более что нам тут видится проблема государственного масштаба. Мы намерены обобщить соответствующую практику, предложения, поступающие с мест, и будем обращаться к Президенту либо правительству, чтобы на их уровне решить злободневную проблему. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter