Как навести порядок в садовом товариществе?

«В нашем садовом товариществе около 650 участков. 65-70 из них не функционируют – заброшены или продаются. Многие хозяева не интересуются делами товарищества, собрания не посещают. Этим пользуется председатель товарищества. У нас отсутствует правление, ревизионная комиссия бездействует, нет счетной комиссии. Непонятно как идет расчет взносов, электроэнергии, налогов на землю. Райисполком дает отписки. Все трактуют указ Президента № 50 как хотят, хотя при обращении даже нескольких членов товарищества администрация обязана отреагировать. Как нам навести порядок в товариществе? Николай Пронин и другие, Минск».


Тамара Бокша, заместитель начальника главного управления – начальник юридического отдела главного управления юстиции Минского облисполкома:

― Деятельность садоводческого товарищества регламентирована Положением о садоводческом товариществе, утвержденным указом Президента от 28 января 2008 года № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ», иными актами законодательства, а также уставом товарищества.

Высшим органом управления СТ выступает общее собрание членов товарищества, компетенция которого определяется Положением и уставом товарищества.

К компетенции общего собрания законодательством отнесено согласование штатного расписания товарищества и утверждение размеров оплаты труда председателя правления, казначея и других штатных работников товарищества; принятие решений о формировании и использовании имущества общего пользования товарищества; установление или изменение размеров и сроков внесения членских, целевых и дополнительных взносов членами товарищества, а также порядок приема наличных денежных средств, вносимых в качестве этих взносов; утверждение ежегодной сметы доходов и расходов товарищества и иные вопросы, поднимаемые в вашем обращении.

Принятие решений по вопросам, входящим в компетенцию общего собрания, осуществляется путем проведения голосования членами товарищества на общем собрании. Порядок созыва общего собрания, его проведения, определения наличия установленного кворума регламентированы Положением и уставом товарищества.

Кроме того, законодательством предоставлено право членам товарищества в количестве не менее ¼ от общего числа членов товарищество письменно потребовать созыва внеочередного общего собрания, а в случае немотивированного отказа в созыве общего собрания, вправе создавать такое общее собрание (пункты 30-31 Положения).

Таким образом, для решения вопросов, поднимаемых в вашем обращении, вы с инициативной группой членов товарищества в количестве, определенном законодательством, вправе инициировать проведение внеочередного общего собрания.

Права членов товарищества определены пунктом 18 Положения, согласно которому член товарищества вправе избирать и быть избранным в органы управления товарищества, участвовать в обсуждении вопросов и вносить предложения на общих собраниях, участвовать в принятии решений по вопросам, отнесенным Положением и уставом товарищества к компетенции общего собрания, знакомиться с отчетами председателя правления и ревизионной комиссии, а также получать иную информацию о деятельности органов управления товарищества.

Учитывая изложенное, вы вправе обратиться за получением интересующей вас информации к председателю правления либо правлению товарищества.

Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества, председателя правления, казначея и других членов правления осуществляет ревизионная комиссия, избрание которой отнесено Положением к исключительной компетенции общего собрания.

Дополнительно сообщаем, что контроль финансово-хозяйственной деятельности определены указом Президента от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Основанием для проведения внеплановой проверки в настоящее время в Минском облисполкоме как контролирующем органе отсутствуют.

По имеющейся информации, ревизионной комиссией товарищества ранее проводилась проверка финансово-хозяйственной деятельности товарищества за 2006-2015 годы, в результате которой нарушений законодательства не выявлено.

Ранее, также отделом по борьбе с экономическими преступлениями отдела внутренних дел Пуховичского райисполкома проводилась проверка некоторых вопросов финансово-хозяйственной деятельности товарищества.

Фактов финансовых злоупотреблений или нарушений, причинения убытков товариществу со стороны председателя, казначея, других членов правления не установлено.

В настоящее время прокуратурой Пуховичского района отменены постановления  об отказе в возбуждении уголовного дела, ранее вынесенные Пуховичским РОВД. Проводятся дополнительные проверки, о результатах которых вас обязаны уведомить в установленные законодательством сроки.

Относительно внесения взносов членами товариществ разъясняем, что в соответствии с пунктом 19 Положениячлен товарищества обязан своевременно вносить взносы в соответствии с Положением, уставом товарищества и решениями общего собрания (собрания уполномоченных).

В случае невнесения взносов в течение 6 месяцев подряд со дня наступления срока их внесения по решению общего собрания членов товарищества может быть исключен из состава товарищества на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения правления член СТ не принял мер к устранению допущенных нарушений в установленный в этом предупреждении срок.

Согласно пункту 56 Положения разногласия по вопросам внесения взносов и их расходования товариществом рассматриваются общим собранием, правлением, а споры по этим вопросам – судом.

В случае ненадлежащего исполнения председателем правления, иными членами правления, членами ревизионной комиссии товарищества своих обязанностей общим собранием может быть принято решение о досрочном прекращении их полномочий. Принятие такого решения является исключительной компетенцией общего собрания и не может быть передано на рассмотрение других органов управления товарищества (пункт 28 Положения).

Кроме того, общим собранием также могут быть рассмотрены жалобы на решения и действия (бездействие) председателя правления, членов правления, членов ревизионной комиссии (пункт 28 Положения).

В соответствии с пунктом 6 указа Президента от 28 января 2008 года № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» контроль за деятельностью СТ, оказание им правовой помощи осуществляют в соответствии со своей компетенцией местные исполнительные и распорядительные органы, на территории которых расположены товарищества, и другие государственные органы.

Компетенция местных исполнительных и распорядительных органов определена Конституцией, законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», иными актами законодательства.

Механизм осуществления контроля за деятельностью СТ местными исполнительными и распорядительными органами, на территории которых расположены товарищества, определен требованиями Положения (пункты 30, 42, 48, 52) в виде внесения им в необходимых случаях предложений:

о созыве внеочередного общего собрания (собрания уполномоченных) членов товарищества;

о досрочном прекращении полномочий членов правления;

о досрочном прекращении полномочий председателя правления (переизбрании);

о досрочном прекращении полномочий ревизионной комиссии (переизбрании).

В связи с вашими неоднократными обращениями Пуховичским райисполкомом было предложено председателю товарищества «Шарик» провести общее собрание с включением в повестку дня вопроса о переизбрании председателя товарищества, казначея, членов правления и членов ревизионной комиссии. Уведомление о дате проведения общего собрания и повестке дня до настоящего времени не поступило.

Согласно пункту 23 Положения споры между товариществом и его членами, в том числе споры имущественного характера, разрешаются судом в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством. Пунктом 18 Положения закреплено право члена товарищества обратиться в суд с требованием о признании недействительными решений общего собрания, правления, его председателя, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Учитывая изложенное, в случае несогласия с неправомерными действиями и решениями органов управления товарищества, в том числе решениями, принятыми с нарушением порядка подсчета голосов, процедуры созыва общего собрания членов товарищества, а равно неправомерными действиями и решениями его должностных лиц вы вправе в установленном порядке обратиться за их защитой в суд с соответствующей жалобой.
Вас затопили соседи? Обсчитали в магазине? Необоснованно оштрафовали? Вы затрудняетесь в решении повседневных проблем в сфере ЖКХ, торговли, транспорта? Не находите общего языка с администрацией района, ГАИ, банком или турфирмой?

Присылайте нам ваши вопросы и жалобы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter