Как научить детей считать деньги

Многие дети считают своих родителей чем-то вроде банкоматов, выдающих деньги по первому требованию. Избежать такого потребительского подхода можно, если учить мальчишек и девчонок основам экономики. Чем раньше ребенок поймет, каким трудом папе и маме достаются деньги, чем раньше научится делать осознанные покупки, тем лучше будет и для родителей, и для их чад. Начинать нужно с первого класса, уверена учитель одной из минских гимназий, преподаватель БГЭУ, директор школы экономики ЗАО “БелХард Групп” Ольга ЗАВЬЯЛОВА.

Пока молодой
— Мы стараемся научить детей не сложным формулам, а привить им экономическое мышление. Вся экономика выросла из того, что наши ресурсы ограничены. Мы учим детей делать обдуманный выбор, — пояснила она.
Самое главное — привить детям понимание, что есть СЕЙЧАС и есть ПОТОМ, которое зависит от того, как ты поступишь в данный момент. Можно махнуть рукой и пойти играть с друзьями, но тогда ты не выучишь уроки, получишь двойку, и родители не поведут тебя в цирк и не купят то, что обещали. Многие взрослые могут удивиться, но такую причинно-следственную связь способны понять и первоклашки, важно только подать им это в игровой форме, в “красивой обертке”.
Секрет вкусного варенья
В первом классе ученики Ольги Завьяловой, например, вырезают из листа, на двух сторонах которого нарисованы разные фрукты, то, что им больше всего нравится. Вырезал грушу — значит, испортил нарисованное на обороте яблоко. Получается, что нужно выбирать: или одно, или другое. Во втором и третьем классе ребята изучают, в частности, что такое себестоимость. Благодаря своим познаниям в математике они считают, во сколько обойдется белочке варенье. Смеются над хитрым лисенком, который решил сэкономить на сахаре, и от этого его варенье скисло. Четвероклассники изучают, что такое таможня, биржа. Сложные понятия они постигают с помощью новой лесной сказки. Белочке для упаковки ее товаров нужны камыши, которые растут далеко за болотом. Но филин перегородил дорогу, требует плату...
— Ко мне в школу экономики ходит много детей, чьи родители — бухгалтеры, экономисты, представители высшего руководства предприятий, — объясняет Ольга Завьялова. — Эти взрослые и сами многое знают, но понимают, что никто лучше, чем учитель-профессионал, не расскажет о сложных понятиях в доходчивой, игровой форме.
Вместо жвачки — мобильник
Нехватка денег у многих взрослых отчасти объясняется неумением правильно ими распоряжаться. Чтобы приучить детей к бережливости, советует Ольга Завьялова, можно, например, узнать у ребенка, что ему хотелось бы купить (в разумных пределах), и выдать на все это деньги, но только с небольшим привеском. Эта добавка будет стимулировать к сбережению. У ребенка появится выбор: потратить все сейчас на некое дополнительное количество фишек, жвачек или откладывать и в будущем приобрести что-то более существенное, например простенький мобильник.
Нередко приходится слышать, что экономика — это деньги, а деньги — это зло, призналась преподаватель. Но деньги — это лишь инструмент, который в зависимости от умения его использовать может быть и добром, и злом. Рано или поздно ребенок вырастет, начнет зарабатывать. Так пусть он будет подготовлен, будет умело ими распоряжаться.
Дайте выбор!
В младших классах, в которых преподает Ольга Завьялова, в неделю только один урок экономики, в пятых—восьмых — два, в самых старших — два раза по два урока.
И этого, считает преподаватель, вполне достаточно. Не нужно делать экономику обязательным для всех предметом. Достаточно на параллели и одного такого профильного класса: ведь некоторые из родителей считают те же ритмику, хореографию более важными занятиями. Однако нужно на уровне Министерства образования предоставить программы для преподавания экономики. С этим, особенно в начальной школе, сегодня большие проблемы. Нужно школам, родителям, ученикам дать выбор. И тогда они уже сами решат, учить экономику или нет.

В тему Скорее жива, чем мертва

В редакцию обратилась учительница начальных классов из Гомеля, которая назвалась Тамарой Ивановной. Экономику она преподает по российской программе, которая не “стыкуется” с белорусским курсом математики. С удовольствием перешла бы на отечественные разработки, вот только никак не может их найти.
В управлении общего среднего образования Министерства образования сообщили, что экономика не относится к обязательным школьным предметам. Вводить ее изучение школы могут как дополнительную дисциплину. Но при этом все равно необходимо опираться на программы, утвержденные Минобразования.
В Национальном институте образования рассказали, что такая программа есть для старших классов, а для начальных — нет. Таким образом, насколько удалось понять из объяснений, изучение экономики в начальных классах некоторых школ не имеет требуемой методической базы и поэтому носит полулегальный характер.
Между тем, высказала обеспокоенность заместитель директора одной из минских школ, где также изучают экономику, в последние годы в Беларуси количество классов, где есть такая дисциплина, стремительно сокращается. Из-за бюрократических преград уходят из этой сферы многие опытные преподаватели. А это значит, если через какое-то время экономике и объявят “амнистию”, то учить детей, вполне возможно, уже будет некому.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter