Как настроение?

Частный бизнес смотрит в будущее с умеренным скептицизмом

Частный бизнес Беларуси довольно оптимистично оценивает свои перспективы на ближайшее будущее

Такой вывод можно сделать на основе измерения Индекса делового оптимизма (ИДО) — исследования, которое было проведено в республике впервые. Его организатором выступила Республиканская конфедерация предпринимательства, причем опрос был проведен по всем правилам социологической науки. В отличие от аналогичных исследований Национального банка и Министерства экономики, ИДО отражает восприятие процессов в экономике исключительно частным бизнесом Беларуси. Среди опрошенных — индивидуальные предприниматели, а также руководители малых, средних и крупных предприятий.

Им было предложено оценить состояние белорусской экономики и их собственного бизнеса за последние полгода, а также ожидания на ближайшую перспективу. Понятно, что прошедший период был отягощен последствиями финансового кризиса, когда сократились оборотные средства, уменьшилась покупательная способность населения, ухудшился доступ к финансовым ресурсам. Улучшения в белорусской экономике за последние полгода заметили 24,1 % из опрошенных, еще 25,5 % считают, что ничего не изменилось, а 45,4 % говорят об ухудшении. В то же время состояние бизнеса улучшилось у 29,5 % респондентов, осталось таким же — у 27,3 %, ухудшилось — у 43,2 %.

Неожиданностью для исследователей стали ответы предпринимателей по поводу перспектив на ближайшие полгода. «Если бы индекс базировался только на будущих оценках, то картина получилась бы довольно эйфоричная, — поясняет председатель президиума СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства» Владимир Карягин. — Предприниматели значительно лучше оценивают будущее, а ведь речь идет всего о ближайших шести месяцах. Как бы ни пугали их Единым экономическим пространством, усилением конкуренции, приходом олигархов и монополистических структур, только 18 % опрошенных ожидают ухудшения состояния бизнеса». При этом на улучшения настроены 44 % респондентов, на стабильность — 26,7 %.

По мнению большинства участников опроса, можно ожидать притока новых заказов, увеличения выручки, в то же время без изменений останутся такие факторы, как занятость и доступ к финансовым ресурсам. Оптимистичное видение в большей степени характерно для организаций торговли, пояснили исследователи. Что касается производственных и строительных компаний, а также представителей сферы услуг, то их настроение не столь радужное.

В целом по шкале ИДО, с учетом прошлого и настоящего, белорусские частные предприниматели испытывают сегодня «умеренный скептицизм». Это значит, что бизнес не на подъеме, но черная полоса неудач и разочарований — на безопасном расстоянии. В отдельных секторах и на сегментах рынка наблюдается рост новых заказов, устойчив уровень физического объема производства и продаж. В рядах бизнесменов доминирует стратегия выжидания: они стараются не увольнять работников, не увеличивать долговые обязательства и одновременно ужесточить работу со своими клиентами.

«Для нас важно не просто исследовать, а делать выводы и искать пути решения проблемных ситуаций, — заметил доктор социологических наук, профессор, директор Центра социологических и политических исследований БГУ Давид Ротман. — Поэтому необходимо иметь динамические ряды, к чему мы и стремимся: такие замеры будем проводить каждые полгода». По оценкам эксперта, исследовательская работа проведена на очень хорошем уровне, соблюдены все правила сбора социологической информации при таких опросах. И тот прогресс, который заметен между оценками прошлого и будущего, очень важен. «Без оптимизма вообще невозможно добиться какого-то успеха», — добавил Давид Ротман.

Во время проведения опроса стало очевидно, что частный бизнес так или иначе «накачивает мышцы». Так, в репрезентативной выборке было обязательно присутствие не только малых и средних, но и крупных предприятий, и первоначально руководители региональных бизнес-ассоциаций сомневались, существуют ли они. «Выяснилось, что их достаточно много, — заметил Владимир Карягин. — Частный бизнес укрупняется, и это первый вывод, который мы сделали». Кроме того, анализ показал, что нормативные акты, стимулирующие развитие бизнеса в сельской местности и малых и средних городах, очень хорошо сработали. И если несколько лет назад более 60 % частного бизнеса было сосредоточено в Минске и Минской области, то сейчас этот показатель гораздо ниже. Как известно, с 1 июля вступает в силу Декрет Президента № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», подписанный 7 мая текущего года. Эксперты ожидают, что и этот документ будет способствовать развитию и укрупнению частного бизнеса.

Примечательно, что основная часть респондентов, принявших участие в исследовании, не являются членами каких-либо бизнес-союзов. И это важно в том смысле, что Индекс делового оптимизма фактически отражает настроения всего частного бизнеса Беларуси. «Сегодня необходимо усилить аналитическую составляющую развития деловой среды, — заметил Владимир Карягин. — Проводя такие исследования, мы будем знать, как правильно выстраивать диалог с властью, какие вопросы решать в первую очередь». Представители Республиканской конфедерации предпринимательства обещают, что измерение ИДО будет проводиться на регулярной основе. Следующие опросы запланированы на сентябрь текущего и февраль 2013 года. Сравнительный анализ позволит и представителям власти сделать выводы, к каким результатам приводят их усилия по улучшению деловой среды.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter