Как начальники экзамен держали

Беспрецедентное решение о досрочной и тотальной проверке знаний управленцев облсельхозпродов, а также кадров аграрных учебных заведений по вопросам техники безопасности и охраны труда приняла коллегия Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Беспрецедентное решение о досрочной и тотальной проверке знаний управленцев облсельхозпродов, а также кадров аграрных учебных заведений по вопросам техники безопасности и охраны труда приняла коллегия Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Одними из первых пунктов маршрута экзаменационной комиссии стали Гомель и Могилев. В ее состав вошли руководители Госинспекции по охране труда и Гостехнадзора, представители главка образования, науки и кадров. Кроме того, своих специалистов подключили Департамент госинспекции труда и Проматомнадзор.

Вместе с комиссией в этой поездке побывал и корреспондент «Р».

Решение коллегии не было случайным. Сигналы о том, что на полях страны происходят одно за другим серьезные ЧП, поступали в министерство весь нынешний сезон. В начале осени наша газета писала, что счет смертельных и тяжелых травм, полученных тружениками села, ведется уже не на единицы, а на десятки.

Каковы, по оценкам специалистов, причины, ведущие к многочисленным трагедиям? Есть случаи, когда люди получают травмы по собственной халатности, из-за нарушения трудовой дисциплины, в частности, известной президентской Директивы № 1. Но главная вина лежит, как выяснилось, на руководителях различного уровня. Многое зависит от их компетентности, от того, какие команды они отдают своим подчиненным.

И в Гомеле, и в Могилеве оценку знаний давал компьютер. Экзаменуемому предлагаются, как правило, 15 вопросов. Каждый из них имеет четыре ответа. Надо выбрать один, желательно самый точный. Ошибок должно быть не больше трех. Иначе переэкзаменовка через месяц. Но программа составлена таким образом, что во втором туре и вопросы усложняются, и, естественно, ответы. Второй провал означает, что ваша карьера, можно сказать, закончена. Либо расторгается контракт, либо вас переводят на такую должность, где вы будете косвенно связаны с охраной труда и техникой безопасности. Но таких должностей в сельском хозяйстве немного.

Что же продемонстрировали комиссии управленцы в Гомеле и Могилеве? Члены ее пришли к выводу, что кадры высшего областного эшелона имеют удовлетворительные знания. С ошибками ответили многие. Иные больше положенных десяти минут задумывались над ответами, хотя министерство разослало их вместе с вопросами на места еще за две недели до экзамена. В Гомеле, скажем, пример подчиненным показал первый заместитель председателя облисполкома – руководитель облсельхозпрода Леонид Апанасюк. Он «прошел», но покидал компьютерный зал с чувством легкой досады: машина, с которой нельзя договориться, вообще как-то повлиять на ее решение, все же «засыпала» его на одном вопросе.

По моим наблюдениям, кадры во время проверки (в областях ею было охвачено около 200 специалистов) путались, задумывались, нервничали не столько по причине нехватки знаний, а потому, что считали эти знания правил техники безопасности и охраны труда делом второстепенным. Да и компьютер не все хорошо освоили. Однако когда выяснилось, что повторный провал влечет за собой жесткие санкции (под этот процесс подведена согласованная во всех требуемых инстанциях юридическая база), напряжение достигло максимума. Ответы на вопросы стали более выверенными. Кто что знал, тот то и вспомнил быстро. Поэтому и провалов не было.

Выше я уже говорил, что педагогические кадры, которые обучают студентов различным профессиям в аграрных колледжах, а в Могилевской области – еще и в сельхозакадемии (БГСХА), тоже сдавали экзамены.

Рискну взять на себя ответственность и заметить, что именно здесь находятся корни всех бед, случающихся на полях и мехдворах хозяйств. В колледжах готовят специалистов среднего звена: механиков, техников, начальников участков, зав. фермами, зав. мастерскими и т.п. Что они несут в трудовые коллективы, пройдя курс обучения и получив диплом? То, что в них заложили преподаватели, чему научили. Последние, конечно, в поте лица отрабатывают свой хлеб, но ведут порой подопечных по устаревшему, значит, ложному пути. Мелочь, но говорит о многом: некоторые «коллежские» кадры с трудом отличали компьютерную мышку от полевой (шутка, конечно, но с большой долей правды). Кое-кто отвечал на вопросы, пользуясь устаревшей литературой, потому что новая к ним, оказывается, не поступает. Они вынуждены преподавать по «б/у». Почему не поступает? Одна из экзаменуемых честно заявила, что их директор (Полесский аграрный колледж) вычеркнул из списка подписных изданий специальный журнал, в котором публикуются новейшие методики, положения и документы для практического использования.

В Буда-Кошелевском аграрно-техническом колледже, напротив, выделяют на подписку и пополнение библиотечного фонда новинками ежегодно 10 миллионов рублей, там создано три компьютерных класса. Преподаватели этого учебного заведения проверку знаний прошли с блеском. Его выпускники по месту работы с высокой ответственностью подходят к порученному делу и не допускают травматизма.

Словом, в этом звене провалов было достаточно, как по итогам экзаменов в Гомельской, так и Могилевской областях. Неприятно, конечно, тем, кто «не прошел», но ситуация, как говорится, несмертельная. Впереди есть еще один шанс. Правда, последний.

Остается добавить, что на очереди такая же проверка знаний в Минской и Витебской областях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter