Календарь и традиции

Как на дворе лед, так кузнецу мед

Открывает предстоящую неделю (14 ноября) день святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна). В их «постацях» народ видел своих помощников в самых важных и трудоемких делах: летом — сенокосе и подготовке к жатве, осенью — молотьбе. Про осенний «прысвятак» говорили: «Кузьма з Дзям’янам на восень содзяць, на помач просяць малыя святкi — бярыце цапкi!» В Беларуси, приступая к нелегким крестьянским трудам, и подкреплялись поутру, как правило, серьезно: блины обмакивали в жареные яйца с распущенной сметаной, запивали «самаробнай кавай» из заготовленных в конце лета цикория и желудей. Сил требовалось много, чтобы, например, вручную молотить цепом, состоящим из гладко выструганной в рост человека палки и прикрепленного к ней ремешком или железным кольцом ударного бича. Снопы расстилали в гумне или на току и молотили, обходя по кругу.


Возможно, по созвучию «Кузьма — кузня» этот день также считали праздником кузнецов. Обычно в крестьянской общине кузнец был человеком уважаемым, особенным. Считалось, он умеет договариваться с огнем, чтобы подчинять его своей работе. Кузнец представал могучим, независимым — это к нему шли с поклоном и просьбами. В фольклорном материале кузнец умеет выковать из крохотной булавки целый меч, которым богатырь сносит одну за другой головы страшного змея, может «перековать» голос, изготавливать предметы, обладающие волшебными свойствами. Кузнец умен, он всегда защитник добра в борьбе против зла. И как здесь не вспомнить Павлюка Багрима, с его такой трудной судьбой и чудесным творением — Крошинской люстрой–жирандолью. Этот белорусский «каваль»–легенда сотворил свое чудо, соединив в кружеве из металла «жаўрукоў» в полете и сплетенные венком цветы и бутоны, — как гимн своему мастерству и всем на удивление.

Было у Кузьмы с Демьяном еще одно важное дело — ладить «вяселлi»: до поста еще оставалось немного времени, чтобы успеть «сковать» свадебку. Хотя в основном свадьбы уже отгуляли. Но цикл связанных с ними обрядовых действий продолжался. Так, на девятый день после свадьбы отмечались «пярэзвы» («перазоў, падвясёлкi, банкеты, гасцiна, госцi»), когда родители молодых навещали друг друга. С девятого до сорокового дня у молодых — медовый месяц.

По правилам «маладая замужнiца» приходила в родительский дом на большие праздники одна, без мужа. И только после того как в молодой семье родится ребенок, «маладзiца» станет неразлучной половинкой своего мужа и будет обязана всегда и везде быть с ним рядом. И снова тут вспоминали «каваля», шутливо приговаривая: «выкавалi такую добрую дзяцiну на радасць усёй радзiне». Сложилась даже специальная «вясельная» песня — «Кузьма», исполнявшаяся только для тех, кто венчался впервые.

Что касается погоды, морозы в это время чередуются с оттепелями: «Кузьма закуе, а Мiхал распусцiць». Если на деревьях лист еще держится — зима предстоит суровая.

19 ноября в народном календаре — Варлаам–ледостав. Наши давние предки считали, что лед возникает от «духнення Бога». Более того, верили — само небо Бог «учинил с лёду, яко с кристаллу». С приходом зимы лед, как и снег, выполняет защитную функцию, а также накрепко сковывает реки, водоемы. Отсюда родилось пожелание: «Будзь здароў на ўвесь год, як калядны лёд». В то же время: солнце пригреет, лед быстро растает и снова станет водой. И тогда лед уже символизирует нечто неустойчивое и временное. Вот он какой — лед.

По наблюдениям, если день будет со снегом — такой же снежной окажется вся зима. И кстати, если зимой часто случается гололед — ждите замечательный урожай «на ўсю пашню».

Советская Белоруссия № 217 (25099). Пятница, 11 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter