Как мы валяли хенд-мэйд

Репортеры «СОЮЗа» взяли уроки уникального ремесла у дрибинских шаповалов

Репортеры «СОЮЗа» взяли уроки уникального ремесла у дрибинских шаповалов


ВСПОМНИВ мудрую поговорку «готовь сани летом», корреспонденты «СОЮЗа» отправились в Дрибинский район Могилевщины. К шаповалам. Обувь из овечьей шерсти стала визитной карточкой этого региона. Там живут и трудятся около 30 хранителей самобытного ремесла, которое скоро, вполне возможно, станет знаменитыми на весь мир. Традиции валяния валенок и шапок может пополнить Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. На дворе июль, плюс 25, но обувь, как и сани, готовить уже самое время. Мы на денек напросились в ученики к известному мастеру своего дела Владимиру Осиповскому.


В избе–шаповальне, устроенной в Дрибинском историко–этнографическом музее, — экспонаты на стенах, как наглядные пособия, — валенки самых разных размеров, расшитые национальными узорами, шапки–»брыли» и магерки, рукавицы и перчатки...


— Вот сейчас и я сваляю себе на зиму пару, — делюсь вслух своими планами и... ловлю недоуменный взгляд учителя. Оказывается, за те пять часов, которые остались у нас до отправления автобуса на Минск, не выполнишь и третью часть работы. Так что... Пришлось сдать билеты. Скрупулезный процесс, включающий в себя не менее тридцати операций, у профессионалов растягивается на несколько дней. Что ж, не будем терять ни минуты. Надеваем фартуки (овечья шерсть имеет свойство приставать к одежде) — и за работу.


Основа валенок — шерсть овец романовской породы летней и осенней стрижки. На женские валенки уходит около 800 граммов, на мужские — 1,2 кг. И никаких химикатов и кислоты, лишь горячая вода.


— Валенок валяется только один раз, — предупреждает меня Владимир Осиповский. — Переделать некачественную работу невозможно. Ошибешься — только шерсть испортишь. А она нынче очень дорогая. За килограмм вынь да положь почти двадцать долларов. А шерсти хватит лишь для пары детских валенок 23 размера...


Теперь понятно, почему мне доверили выполнить всего–то несколько несложных операций. Например, выложить плястрик — сваленную овечью шерсть — дополнительными слоями. Клочья шерсти в моих руках превращаются в тонкую, почти прозрачную «паутинку». Положишь на руки — греет, держит тепло. Слой за слоем — и появляется обувка. Но надеть ее пока нельзя — после «водных процедур» она ужмется минимум наполовину.


Каждая операция имеет собственное название — «заворотка», «отбивка». Вот шаповал Осиповский вкладывает между двумя слоями будущего голенища «душу» — небольшой целофановый пакет, чтобы стенки валенка не слиплись. Затем мы опускаем заготовку в кипяток и целый час мнем будущий валенок в горячей воде. Ох, нелегкая это работа... А потом ничего, привыкаешь. Говорят, даже кожа омолаживается. А еще согревает мысль, что труд будет хорошо оплачен. Такую обувь на рынках в соседних районах расхватывают враз. Красная цена самобытному белорусскому хэнд–мэйду — 50–60 долларов.


— Многие, конечно, удивляются, мол, слишком дорого. Но свою работу я оцениваю именно в такую сумму, — говорит мастер. — Ведь только чтобы вычесать шерсть, приходится ехать чуть ли не через всю страну — на северо–запад Беларуси, в Верхнедвинский район. Там есть специальная техника. И за качество отвечаю. Мои валенки не протрутся через неделю, да и по размеру точно подогнаны. Кстати, сейчас покажу, как это делается.


Здесь действительно все нужно выверить. И даже тогда, когда мне казалось, что валенки уже давно стали «близнецами», Владимир Станиславович то и дело обращал внимания на мельчайшие несоответствия. Потрясающая точность.


— Кто вас всем этим премудростям научил? — спрашиваю шаповала.


— У меня мама знаток ремесла, а глядя на ее работу, и я научился. Раньше в нашей деревне Покутье через дом валенки валяли. Теперь молодежь другое интересует. Хотя мальчишек в группе я обучаю, навыки передаю.


Что касается возникновения шаповальства на Могилевщине, историки рассказывают две версии. Согласно первой, валяльному ремеслу белорусские крестьяне научились в Нижегородской губернии, куда их отправил владелец имения Антон Тихоновецкий. По другой, поскольку в регионе были бедные почвы, это содействовало овцеводству, а затем и шаповальству. Ремесленники разговаривали между собой на собственном «сленге» — «катрушницком лемезене». Словарь дрибинских шаповалов включает в себя 915 слов! Понять их речь непосвященным невозможно. Этим языком шаповалы пользовались, чтобы не выдать секретов мастерства, а также оценить гостеприимство хозяев. Если хозяйка встречала плохо, то и валенки делали соответствующие...


...Сотрудники музея назвали мне такую интересную цифру: мастерство дрибинских шаповалов привлекло в прошлом году 8 тысяч туристов — в три раза больше, чем все население этого райцентра. Так что здешние мастера за свое ремесло могут быть спокойны — их самобытные валенки не выйдут из моды.


В тему


От Беларуси в Список всемирного наследия ЮНЕСКО вошли Беловежская пуща, Мирский и Несвижский замки и геодезическая Дуга Струве. В Список же нематериального культурного наследия человечества в 2009 году был включен и традиционный народный праздник в деревне Семежево Копыльского района «Цари».


DEU@SB.BY

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter