Как мы рисовали талисман Европейских игр

Сейчас в самом разгаре открытый республиканский конкурс на разработку талисмана II Европейских игр. Напоминаем, что принять участие в конкурсе может любой желающий. Нужно предложить идею талисмана, изображение и имя. Талисман должен соответствовать олимпийским ценностям и слогану Bright Year, Bright You («Яркий год, яркий ты»). Заявки принимаются до 15 ноября 2017 года. С подробностями проведения конкурса можно ознакомиться на сайтах Министерства информации, Национального олимпийского комитета Беларуси и БЕЛТА. Обладатели первых трех призовых мест получат пригласительные билеты на мероприятия II Европейских игр, а также комплекты парадно–спортивной экипировки национальной сборной Беларуси.

У себя в редакции нам приятно сообщить, что одними из первых, кто откликнулся на призыв по созданию талисмана предстоящих Европейских игр в Минске, стали три художника редакции «СБ. Беларусь сегодня» — Олег Карпович, Олег Попов и Елизавета Лаухина.

О том, как и кого они рисовали, наш сегодняшний рассказ.

Олег Карпович:

— Как обычно, получив задание, первым делом начинаешь вспоминать уже сделанное тобой на эту тему раньше и все–все–все с ней связанное. Твои старые наброски, рисунки, какие–то стихи, мелодии, песни, фразы литературных и киношных героев. В башке кутерьма мыслей, которая, раскрутившись, в конце концов, цепляется за, возможно, на первый взгляд даже ничего и не значащий сюжет, но он твой, и у тебя уже есть от чего оттолкнуться!


Итак, цель — талисман II Европейских игр. Спортивных состязаний. Летних. Белорусских. Пройдут в Минске. Начнутся 21 июня 2019 года. Аккурат на Купалу. Вокруг него все и должно закрутиться: звездная ночь, костер, река, девушки, веночки и «папараць–кветка», тайна, рушники, белорусский орнамент, роса, утро, солнце... Рука уже рисует солнце. Но оно должно быть белорусским! Скориновское солнце — отлично: вместе с месяцем в углу оно, наверное, и есть символ летнего солнцестояния, а возможно, и Купалы. А как его использовать? Магнитики, спиннер? Если спиннер, то по кругу знаки зодиака разместить можно. Крутящийся символ неба и всей Вселенной получается. Нормально. Дальше?


Купальский огонь. Горящее «кола». В этом тоже что–то есть. Почему бы вообще его не зажигать на открытии соревнований? А «папараць–кветкай» может быть вплетенное в листики папоротника название соревнований. Наш гениальный шрифтовик Павел Семченко сможет это сделать. Идем дальше.


   
Есть в Минске и еще один гениальный человек — парень, мастерски изображающий огромного, но веселого белого медведя. БЕЛОрусский медведь — почему бы и нет? Его уже и по российскому ТВ показывали... Дальше?


Деток все любят. Алесь и Алеся, дети Купальской ночки — красивый ход. Но может, и про братьев наших меньших вспомнить? Про хохулю, например, совсем забыли. Жаль, что «чаротаўка» не очень изобразительна, а дятел лишь из–за того, что он «дятел», не пойдет. «Бусла» только рисовать можно — не представляю, как в виде «бусла» куклу делать. Зубр хорош. Но это для мужских брутальных игр, а как быть с художественной гимнастикой, с женским волейболом? Есть выход — два талисмана: изящная хозяйственная белочка и бобр–силач. Они — наши! Вот только, чтобы увязать их с Купалой, красивую легенду сочинить придется. Но это ничего. Друзья–писатели выручат. Главное, чтобы людям нравилось!



Елизавета Лаухина:

— Поскольку талисман должен быть приурочен к летним спортивным Играм, он должен выражать мощь, страсть к победе, тепло и силу. А наш Ярило — бог Солнца — как раз отождествляет живительную мощь солнечной энергии и обладает всеми этими качествами. Идея нарисовать его показалась неплохой, ведь златовласый Ярило вообще может стать символом предстоящих побед, выехать на арену на огненном коне и зажигать пламя соревнований. А после проводить все игры вместе с богиней лета красавицей Купалой. Купалу я еще обязательно нарисую...



Олег Попов:

— Я вижу талисман Европейских игр как нечто веселое, резвящееся среди спортсменов, а главное — веселящее зрителей, пришедших на соревнования.

Наша синеокая Беларусь — страна рек и озер, поэтому одним из талисманов игр может быть Капелька. Не огромная морская волна, а именно небольшая яркая капелька Нарочи, Днепра или Припяти, с которой, собственно говоря, и начинаются все реки и моря–океаны. А если веночек одеть, то и с Купалой будет связано.



 
Также имеет место быть и озорное, краснощекое, чубатое наливное Яблочко. Оно могло бы «кататься» по трибуне–тарелочке и показывать все, что происходит на всех спортивных площадках Европейских игр.

 
Ну а что касается обитателей наших лесов белки и ежика, то попрыгунья–непоседа белка — это самый что ни на есть спортсмен № 1. Тут и добавить нечего. А основательный ежик, при всей своей медлительности и неповоротливости, может в любой момент раскрыться и дать достойный ответ любому сопернику, поднявшись при этом на высшую ступеньку пьедестала.


На всех спортивных соревнованиях (а на таких значимых, как Европейские игры, тем более!), кроме спортивного накала и жесткой борьбы, должна присутствовать радостная, веселая и незабываемая атмосфера праздника.


История, сотканная из волков, тигров и инопланетян

Грешно думать, что талисманы шагают бок о бок со спортом на протяжении всего его современного периода. Достаточно сказать, что первый олимпийский талисман появился лишь в 1968 году на зимних Олимпийских играх в Гренобле — им стал персонаж по имени Шюсс (человечек на лыжах с красно–белой головой и олимпийскими кольцами на лбу). В октябре того же года, на летних Олимпийских играх в Мехико, талисманом выступил уже красный ягуар, и пошло–поехало.


Официально понятие «олимпийский талисман» было утверждено летом 1972 года на сессии МОК, проходившей в рамках XX Олимпийских игр в Мюнхене. Решением комитета талисман стал обязательным атрибутом Олимпийских игр. Теперь в качестве талисмана может выступать любое существо, отражающее особенности культуры народа страны, принимающей Олимпиаду. Это может быть животное, человек, мифологический или сказочный персонаж.

На летней Олимпиаде–1972 талисманом стала такса Вальди. Поскольку в немецком языке слово «такса» мужского рода, было принято считать, что Вальди — талисман–мальчик.

В Монреале–1976 талисманом был бобр Амик, а в Инсбруке тоже 1976 года правил бал уже снеговик под забавным именем Олимпиямандл.

Кстати, рассказывая о талисманах, следует обязательно упомянуть, что на летних Играх–1980 им был не только мишка, но и морской котик Вигри (так соригинальничали эстонцы, проводившие олимпийскую регату в Таллине).

В Лейк–Плэсиде–1980 был енот Рони, в Сараево–1984 — волчонок Вучко, в Лос–Анджелесе–1984 — орленок Сэм, в Сеуле–1988 — тигренок Ходори, в Калгари–1988 — полярные медведи Хайди и Хоуди, в Барселоне–1992 — щенок Коби. Горный эльф Маджик был главным персонажем Альбервиля–1992, а герои норвежских легенд Хокон и Кристин — Лиллехаммера–1994.

Талисман Олимпиады–96 было решено сгенерировать на компьютере. Существо получилось странным и ни на что не похожим. Первоначальный эскиз был босым и не имел ни рта, ни носа. Дизайнеры долгое время приводили его в нормальный вид. Так, у Иззи появились выразительный огромный рот, хвост с олимпийскими кольцами, белые перчатки и смешные ботинки. Впоследствии было решено убрать безобразные зубы, чтобы талисман не выглядел агрессивно, и добавить в широко распахнутые глаза искорки–звездочки. Поскольку никто не мог дать однозначного ответа, что это за существо, создатели придумали персонажу имя Иззи, сокращение от английского выражения What is it? («Что это такое?»).

Через четыре года в Сиднее–2000 талисманами стала символическая триада: утконос Сид, кукабара Олли и ехидна Милли, а в Нагано–1998 вообще было четыре совенка — Сукки, Нокки, Лекки и Цукки. В Солт–Лейк–Сити–2002 талисманами сделали зайчиху, койота и медведя. Их назвали Свифтер, Хайер и Стронгер, по ассоциации с олимпийским девизом Citius, Altius, Fortius! В Турине–2006 всем олимпийским парадом заправляли девочка–снежок Неве и кубик льда Глиц.

Говоря о талисманах Ванкувера–2010 и Лондона–2012, многие до сих пор спорят, что было уродливее. Канадцы сделали ставку на мешанину: образ большого и пушистого Куатчи повторял легендарного бигфута (снежного человека), а талисман Мига объединял в себе черты косатки и белого «призрачного медведя». Англичане же поставили на два одноглазых существа, напоминающих инопланетян, которых назвали Венлок и Мандевиль.

Когда в 2014 году Олимпиада вернулась в Россию, много говорилось о том, чтобы вернуться к старому доброму олимпийскому мишке, но в итоге у Игр в Сочи появились–таки свои собственные «зимние» талисманы — зайка, белый мишка и леопард.

В Рио–2016 талисманы олицетворяли флору и фауну Бразилии. Образ бразильской фауны (Винисиус) был представлен в виде желтого зверя, который похож на кота, а собирательным образом флоры (Том) являлось растение, выполненное в синем и зеленом цветах, в котором присутствовали черты как и цветка, так и дерева.

Джейран и Нар.

Рассказывая о талисманах, под занавес упомянем и тех, что были на I Европейских играх в Баку. Газель Джейран давала гостям представление о богатом наследии Азербайджана, а гранат Нар символизировал единство в азербайджанском фольклоре.

Кирилл КНЯЗЕВ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter