За стартом космического корабля «Союз МС-03» под началом белоруса, Героя России Олега Новицкого журналисты «СВ» наблюдали из Центра управления полетами

Как мы провожали «казбеков» в космос

За стартом космического корабля «Союз МС-03» под началом белоруса, Героя России Олега Новицкого журналисты «СВ» наблюдали из Центра управления полетами.


Олег Новицкий (справа) и Тома Песке едут в автобусе на стартовую площадку и жестами показывают родственникам: «Все будет на пять баллов!», «Мы вас любим».
Фото: Григорий СЫСОЕВ/РИА Новости


В ПРЯМОМ ЭФИРЕ


В ЦУП в подмосковном Королеве нужно было приехать задолго до старта. Вход только по проверенным службой безопасности спискам. В здании как будто попадаешь в аномальную зону – перестают работать телефоны.

Зал ЦУПа напоминает большой кинотеатр с огромным экраном, на котором показывают «кино» с Байконура. Вот только в партере вместо мягких кресел – несколько рядов с доброй сотней столов с мониторами, за которыми бдят сотрудники. Именно отсюда управляют кораблем на орбите. Да-да, никаких команд в духе «дерни за рычаг номер три» космонавтам давно не отдают. В ручной режим корабль переходит только в экстренных случаях.

Отсек для прессы – на балконе. Рядом еще два – для родственников и приглашенных гостей. В углу сидели притихшие американцы – приехали поболеть за космонавтку Пегги Уитсон. Прямо перед стартом вошли громкие французы в летной форме – пилоты «Эйр Франс». Повезло им, когда еще увидят такое – соотечественник и коллега Тома Песке в прямом эфире помахал им рукой.

Компания, болевшая за третьего и самого главного члена экипажа – командира корабля Олега Новицкого, была самой многочисленной. Жена Юлия без остановки щелкала всех на мобильник – нужно было как-то снять нервное напряжение...


Еще секунды, и ракета-носитель с «Союзом МС-03» оторвется от стартового стола
и на огромной скорости устремится ввысь. Фото: ZUMA/ТАСС

ЗАМЕР КОСМОДРОМ


Последние минуты перед стартом. В зале полная тишина. Звучит лишь спокойный, размеренный голос диктора, передающего информацию с Байконура. На экране – ракета на стартовом столе. Команда «зажигание» и... тут же «пламень, гром, замер космодром» – все, как в знаменитой песне про Гагарина.

До момента отрыва от Земли – секунды. Каждый полет – огромный риск. Все решается в первые девять минут. Юлия Новицкая не отрывает взгляд от экрана. То и дело сглатывает подступающий комок. Смотрит на левое «окно», где передают кадры с борта корабля.

Ракета отрывается от Земли. Даже в тысяче километров от космодрома чувствуется, что мощь – колоссальная.

«Десять секунд. Полет нормальный, – бесстрастно сообщает диктор. – Двадцать секунд. Все системы корабля работают в штатном режиме». На второй минуте полета перегрузка достигает максимума – 4G. Это все равно что оказаться под гигантским прессом. Обычный человек теряет сознание, еще не дойдя до отметки 2G.

Космонавты в скафандрах сидят тесным рядком. Олег Новицкий в центре, машет рукой, поднимает вверх большой палец – мол, все в порядке. Американка Пегги Уитсон – справа от командира, руки на коленях, сидит, не шелохнувшись. Чувствуется, сжала нервы в комок. В космосе она не новичок, раньше летала на «Союз ТМА». Тома Песке тоже явно нервничал – отбивал ногой чечетку.

Ракета несется с чудовищным ускорением – на спидометре скорость семь тысяч метров в секунду, это в пять раз быстрее пули. И вот она, решающая 500-я секунда: вертикальный подъем прекращается, на высоте двести километров корабль переходит в пологий полет. Можно выдохнуть.

Стыковка с МКС произойдет через два дня, на высоте 420–450 км. В автоматическом режиме. Скорость корабля в этот момент составит всего несколько метров в секунду. Но все это будет потом.


На экран в главном зале ЦУПа в онлайн-режиме транслируются все параметры
полета и кадры с борта корабля. Фото: Ольга САРУХАНОВА


– Корабль «Союз МС-3» вышел на околоземную орбиту! Все системы работают в штатном режиме. Полет нормальный, – сообщил диктор.

В секторе болельщиков Новицкого все бросились обнимать жену командира «Союза». Она не заплакала, нет. Было впечатление, что она летала – так легко стало от новости, что все прошло успешно.

«Казбеки» – таков позывной экипажа – начали свою звездную вахту.

20 ноября в 00.58 по мос-ковскому времени «Союз МС-03» успешно пристыковался к российскому модулю «Рассвет» (МИМ-1) российского сегмента МКС.


Пегги Уитсон, Олега Новицкого и Тома Песке (в синих костюмах) на борту МКС
встретили звездные «аборигены» (слева направо) – американец Роберт Шейн Кимброу
и россияне Сергей Рыжиков и Андрей Борисенко. Фото: mcc.rsa.ru


5 интересных фактов о полете


1. Ровно за сутки перед стартом на орбиту экипаж «Союза

МС-03» в полном составе посмотрел на Байконуре легендарный кинофильм «Белое солнце пустыни». Этой традиции уже более 45 лет. Она связана с трагической страницей в истории отечественной космонавтики – с гибелью 30 июня 1971 года экипажа «Союза-11» в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева при возвращении на Землю. Следующий после трагедии полет «Союза-12» прошел благополучно, но выяснилось, что его экипаж – Василий Лазарев и Олег Макаров – смотрел перед вылетом фильм «Белое солнце пустыни». Традиции нашли и практическое применение: на кадрах из фильма космонавтов учат операторскому мастерству при съемках из космоса.

2. Экипаж «Союза МС-03» проработает на орбите 180 суток. Самый долгий полет совершил российский космонавт Валерий Поляков – в середине 1990-х он провел в невесомости на станции «Мир» 438 суток.

3. Командиру «Союза МС-03» Олегу Новицкому – 45 лет. Для космонавтов – возраст расцвета. Самым молодым звездным путешественником в истории стал космонавт № 2 Герман Титов. Ему было всего 25 лет, когда он стартовал на корабле «Восток-2» в августе 1961 года. Титов стал первым человеком, который поспал на орбите. Старейшим жителем Земли, побывавшим в космосе, стал американец Джон Гленн. В 1998 году он побывал на орбите, когда ему было уже 77 лет. А свой первый полет Гленн совершил еще в 1962 году, сразу после Гагарина и Титова.

4. Как правило, в космонавты у нас набирают летчиков-истребителей. В силу профессии они уже приучены к экстремальным перегрузкам. Но бывают исключения, например, Олег Новицкий – летчик-штурмовик. Как и Георгий Береговой, командир «Союза-3» в 1968 году. В Великую Отечественную войну Г. Береговой совершил 186 боевых вылетов на Ил-2 и получил свою первую звезду героя. А второй белорус-космонавт Владимир Коваленок пришел в звездный отряд из военно-транспортной авиации – летал на Ан-12.

5. В фильмах о космосе, особенно в американских, показывают, как космонавты принимают душ на борту орбитального корабля. Так вот, это чистая фантазия киношников. На орбите никакого душа нет. Первые двое суток после старта до стыковки с МКС экипаж «Союза» провел и вовсе практически в неподвижном состоянии, сидя в креслах. На борту МКС душ им заменяет обтирание салфетками.

Во время длительных полетов космонавты стригут себя сами. Состриженные волосы скрупулезно собирают с помощью специального пылесоса. Даже волосинка в условиях невесомости представляет опасность, потому что может попасть в дыхательные пути.

Автор публикации: Борис ОРЕХОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter