Как мы над собой "пацвельваемся"

Белорус - большой любитель пошутить над соседом.
Белорус - большой любитель пошутить над соседом. Он наблюдательный, поэтому подмечает типичные черты характера людей. Но самые яркие истории мы слагаем о себе, сами над собой "пацвельваемся".

Анекдот, по-белорусски "показка", от Владимира Короткевича. Шел мужик по лесу и видит, что молнии почему-то бьют с неба только в один пень. Подошел, присмотрелся, а это Бог воюет с чертом и ничего не может ему сделать. Стрельнет, а тот вылезет и в небо - дулю. Мужик решил помочь. Зарядил ружье серебряной, на нечистого, пулей и убил черта на месте. Тут с неба голос: "Бэндзеш сьвенты". Бедолага аж за голову схватился: "Божа ж мой, i там палякi!"

Целый том таких анекдотов собран и издан еще в советское время в серии "Беларуская народная творчасць".

- Белорус начала ХХ века и начала ХХI - это два разных человека, - рассуждает исследователь культуры юмора Пятро Васюченка. - Тогда мы были народом сельским, ныне - почти сплошь горожане. Это сейчас в анекдотах появляется такой персонаж, как Белорус, а раньше он "прятался" под маской Селянина, Мужика. Реже выступал как Литвин. Социальная маска прочно сидела на образе "тутэйшага" чалавека. Причем Селянин, бывало, показывался как наивный герой. Вспомните богушевичское: "Дурны мужык, як варона".

На этой основе и разыгрывались разные смешные сценки. В ХIХ веке неизвестный автор сочинил стихотворный рассказ "Тэатр", герой которого, безымянный крестьянин, рассказал о встрече с Мельпоменой. Он выгодно продал дрова, купил жене платок, сыну штаны, себе табака и решил повеселиться. Купил билет в театр, залез на галерку, снял лапти, "анучы" развесил сушиться. Когда грянули аплодисменты и на сцену посыпались цветы, герой бросил на сцену актрисе трубку с горячим пеплом, потом попытался кинуть лапоть, но его схватили полицейские. В кутузке герою понравилось еще больше, потому что там ему выдали три фунта белого хлеба, которого он в жизни не пробовал. Потом он этим хлебом угощал девчат в деревне...

Город со своими специфическими порядками действительно был в диковинку нашим предкам. Вспомним того же Франтишка Богушевича

: Не люблю я места (па-расейску - горад).

Надта там цяснота i вялiкi сморад.

Но сейчас у белоруса совсем другое отношение к городу. Поэтому многие старые шутки уже не проходят. Однажды мне пришлось столкнуться с глубоким непониманием. В Гомеле в краеведческом музее люди, по долгу службы обязанные знать местную историю и традиции, очень обиделись, когда я озвучил знаменитый народный диалог-шутку: "А за Гомлем людзi е?" - "Е! Толькi дробненькiе..."

- Сейчас белорусы смеются над другими своими качествами, - сказал мне П.Васюченка. - Еще в 20-е годы Андрей Мрый написал знаменитые "Запiскi Самсона Самасуя", где высмеивал пороки нового человека советской эпохи. Мы - народ, в конце ХХ века ставший субъектом истории. Поэтому появились новые анекдоты, правда, с высмеиванием других стереотипных черт характера. Например, активно высмеивается наша толерантность, "цярплiвасць", возведенная в абсолют. Я не помню, чтобы кто-то обижался на анекдот о том, как белорус сидит на гвозде и думает, что, может, "так i трэба".

Самоирония - это способ борьбы со страхами, метод избавления от комплексов, своего рода очищение. Может, ничего плохого в таком "самапацвельваннi" и нет?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter