Как мы лодку назовем...

ПРЕЗИДЕНТ Беларуси в рабочей поездке по Брестской области дал поручение до конца года создать национальную молочную компанию. Необходимость в появлении такого объединения и особенно централизации экспорта молочной продукции назрела давно. Республика — крупный производитель и экспортер молочных продуктов. Занимая 0,15 процента площади в мире, она обеспечивает 1 процент мирового производства молока, почти 700 килограммов на каждого белоруса. Еще выше показатели в экспорте молочной продукции, где Беларусь занимает около 10 процентов мирового рынка, поставив в 2010 году за пределы республики молочной продукции более чем на 1,5 миллиарда долларов США.

Что позволит отечественным производителям и переработчикам оперативно войти в ТОП-20 молочных компаний мира?

ПРЕЗИДЕНТ Беларуси в рабочей поездке по Брестской области дал поручение до конца года создать национальную молочную компанию. Необходимость в появлении такого объединения и особенно централизации экспорта молочной продукции назрела давно. Республика — крупный производитель и экспортер молочных продуктов. Занимая 0,15 процента площади в мире, она обеспечивает 1 процент мирового производства молока, почти 700 килограммов на каждого белоруса. Еще выше показатели в экспорте молочной продукции, где Беларусь занимает около 10 процентов мирового рынка, поставив в 2010 году за пределы республики молочной продукции более чем на 1,5 миллиарда долларов США.

Одна из основных проблем развития молочной отрасли в Беларуси — отсутствие скоординированных действий в переработке, технологии производства, инвестициях, использовании сырья, а самое главное — в экспортной политике, как это сделано в ведущих мировых компаниях.

При современном развитии транспорта в Беларуси нет необходимости иметь  множество молочных заводов практически с полной специализацией — от цельномолочной продукции до производства масла, сухих продуктов, сыров. Ведь к каждому заводу нужно вести линии электропередачи, дороги, строить очистные сооружения и т. д., что очень дорого. По этой причине производство и переработка молока, а также торговля им и продолжают быть не очень-то эффективными. Ежегодно отрасль в огромных размерах дотируется из государственного бюджета, растет задолженность по кредитам банков как у производителей молока, так и переработчиков.

Мировой рынок молочной продукции монополизирован. На нем процветают такие компании, как Nestlе (Швейцария), Danone (Франция), Fonterra (Новая Зеландия) с годовым оборотом 10—15 миллиардов долларов США. На российском рынке основными игроками являются также крупные компании, как «Вим-Билль-Данн», «Данон», «Юнимилк». Поэтому очевидно, что разрозненная торговля на внешнем рынке становится неэффективной. Об этом говорит хотя бы такой пример.

Проведение в конце прошлого года по поручению Президента Беларуси интервенционных закупок сухого обезжиренного молока в стабилизационный фонд Минсельхозпрода и выход на российский рынок единым экспортером, которым было ЗАО «Мясо-молочная компания», позволило удерживать самую высокую в мире экспортную цену на сухое обезжиренное молоко — 4100 долларов за тонну с августа прошлого года до мая текущего. Основные экспортеры (Новая Зеландия, страны ЕС) в это время продавали аналогичную продукцию на 20—25 процентов дешевле. В это же время объединения мясо-молочной промышленности областей, в поиске работы для себя, неоднократно ставили вопрос о снижении экспортной цены, пытаясь тормозить работу ЗАО «Мясо-молочная компания».

Экспорт молочных продуктов в Россию имеет свою особенность. Условия производства примерно одинаковые: в два раза и более низкая молочная продуктивность, чем у основных экспортеров. Себестоимость производства молока в нашей стране и наших соседей будет примерно одинаковой и существенно выше, чем в Новой Зеландии, Австралии, США, странах ЕС. Кроме того, Беларусь может обеспечить только половину импорта молочной продукции России. Следовательно, наши восточные соседи должны покупать у других импортеров еще 3,5 миллиона тонн молока по более низким ценам, чем у своих и белорусских производителей. Для защиты товаропроизводителей России на основные виды молочной продукции (масло, сыры, сухое молоко) введены ввозные пошлины более 25 процентов и стоит вопрос о их повышении. Белорусская продукция в рамках союзного государства, а теперь и Таможенного союза, поступает на российский рынок без пошлин.

Существующий ныне неорганизованный экспорт в Россию, при отсутствии пошлин на белорусскую молочную продукцию, создает проблемы российским молокопроизводителям. Поэтому Национальный союз производителей молока России («Союзмолоко»), выражающий интересы как российских производителей, так и потребителей молочной продукции, неоднократно ставил вопрос о поставках белорусской молочной продукции в Россию через одну уполномоченную компанию по согласованным ценам. Однако в условиях девальвации белорусского рубля противоречия могут еще больше усилиться, что может привести к мерам нетарифного регулирования или отказу от белорусской продукции в отдельные периоды года. Это мы уже проходили.

Есть проблема в организации рынка молочной продукцией и внутри страны. Ведется борьба за сырье и за рынки сбыта. К примеру, столичные молзаводы недозагружены из-за отсутствия сырья. В республике действует один стандарт на молочную продукцию. Молоко, произведенное в Брестской, Минской, Могилевской и Гродненской областях, отличается только надписью на упаковке. Но почему в Минск готовая цельномолочная продукция за сотни верст везется практически из всех областей, а в это время значительная часть продукции минских молочных предприятий отправляется на экспорт? Думаю, что это не совсем по-хозяйски.

Парадокс еще в том, что все предприятия и объединения соревнуются за увеличение валютной выручки, стремясь каждый выйти на рынок самостоятельно. Ах, как выгодно это делать в нынешних экономических условиях! В результате страна недополучит существенной доли валютной выручки.

Назрело время принять конкретные решения по переходу от административных к рыночным методам управления производством, переработкой молока. Необходимо качественно разрабатывать маркетинговую стратегию в масштабе государства, организовывать реализацию продукции внутри страны и на экспорт. Этим и должна заниматься национальная молочная компания. В республике есть успешный опыт создания подобных объединений в химической, сахарной и нефтеперерабатывающей промышленности.

В составе молочного холдинга должна быть управляющая компания, а также включены все молокоперерабатывающие предприятия, ЗАО «Мясо-молочная компания», специализирующееся на экспорте и добившееся определенных успехов, научные и проектные организации, а впоследствии необходимо создать монтажные и наладочные организации, инвестиционный фонд, финансово-расчетный центр (банк). Холдинговая компания уже в текущем году сможет заявить о себе, а в следующем обеспечить экспорт до 4 миллионов тонн в пересчете на молоко и оборот до 2,5 миллиарда долларов США, кроме того, до миллиарда долларов продаж на внутреннем рынке. Это позволит войти в ТОП-20 молочных компаний мира. Немаловажно найти и удачное название компании.

Но для создания холдинга есть определенные препятствия: разная форма собственности акций предприятий. Незначительная часть их находится в собственности сельскохозяйственных организаций, часть у населения, приобретенная за приватизационные чеки, часть у иностранных инвесторов. Потребуется корректировка законодательных актов по передаче акций из коммунальной собственности и собственности сельхозорганизаций в республиканскую, а также по приобретению (передаче в управление) акций частных предприятий и населения, если в этом будет необходимость.

Создание нескольких холдингов одного направления, как это пытаются некоторые преподнести, считаю нецелесообразным и даже ошибочным, так как потребуется дополнительная ступенька управления, продолжится ненужная конкуренция, что затруднит управляемость отраслью, будут произведены огромные затраты на создание товаропроводящей сети за рубежом. Рекламируемое в настоящее время в печати создание холдинга на базе ОАО «Савушкин продукт» в Брестской области, на мой взгляд, не решает проблем повышения эффективности молочной отрасли страны в целом.

Образцом организации производства и мировой торговли молочной продукцией можно считать новозеландскую компанию Fonterra, которая объединяет 14,5 тысячи фермерских хозяйств, 100 перерабатывающих предприятий, несколько внешнеторговых организаций. Она контролирует до 40 процентов мировой торговли молочными продуктами и диктует цены мирового рынка. Почему нам не брать это за пример?..

Казимир РОМАНОВСКИЙ, экономист

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости