Дрова под открытым небом на сельских котельных влекут перерасход и удорожание тепла

Как мокрое горит

Недальновидность, а порой и откровенная бесхозяйственность. Такое впечатление складывается, когда видишь котельные в глубинке. Те, что отапливаются местными видами топлива. Горы древесины мокнут под дождем и снегом, покрываясь грибком, превращаясь в труху. Работники коммунальных служб оправдываются: денег на большие навесы нет, а бесперебойные поставки от лесхозов наладить сложно. В итоге — перерасход и удорожание тепла. Раскошеливаться в конечном счете приходится жителям деревень, поселков и малых городов.


Вопрос о должном хранении местного топлива поднимался еще несколько лет назад. В любой деревне рачительный хозяин еще с лета сложит дрова на фундамент, чтобы уберечь их от сырости, и спрячет от дождя под навес. На худой конец накроет поленницу пленкой. Вот и организациям ЖКХ было поручено навести у себя на котельных такой же порядок. С заданием, казалось бы простым, справились далеко не все.

Котельная в деревне Оранчицы Пружанского района в сезон «съедает» чуть более 270 кубометров дров. Отапливает весь населенный пункт. Под небольшим навесом — запас на пару дней. Остальные 200 с лишним кубов свалены под открытым небом.

С заместителем директора по котельному хозяйству Пружанского КУПП «Коммунальник» Андреем Купцевичем и начальником отдела Комитета госконтроля Брестской области Игорем Яромским осматриваем состояние древесины. Ей за последние несколько месяцев явно досталось... В ноябре, декабре и январе — дожди и небольшие заморозки. Потом морозы, снег и — снова оттепель. По краям — труха. На некоторых стволах разрослись грибы. Не нужно влагомера, чтобы увидеть, насколько серьезно промокло топливо даже на нижних ярусах.

По нормативке коммунальным службам топить дровами, влажность которых превышает 40%, нельзя. Андрей Купцевич объясняет почему:

— В огне будет гореть и сухое, и влажное дерево. Но сухое сгорит как спичка, топлива нужно будет больше. А если влажность очень высокая — древесина не даст нужной температуры. Опять–таки придется кинуть ее больше.

Физика школьного уровня. Горящие дрова отдают энергию в виде тепла, в том числе и на то, чтобы испарить влагу. Чем они влажнее, тем меньше «сил» на обогрев котла. Значит, дров придется сжечь больше. А их стоимость закладывается в оплату отопления. Игорь Яромский логично резюмирует: сжигали бы меньше, и тарифы можно было бы пересмотреть в сторону уменьшения.

И такая ситуация в большинстве котельных района. Мурава, Шерешево, Криница, Слобудка... На некоторых не то что навесов нет — ограждение поставить забыли. Бери — не хочу. Плюс бытовой и строительный мусор. Впрочем, если бесхозяйственность устранить проще, то как решить глобальную проблему?

Дрова гнить не должны. Но и построить навесы над всем сезонным запасом, по словам Андрея Купцевича, невозможно. На один только небольшой тент для котельной в Оранчицах размером 6х6 квадратов ушло около 250 рублей. Во что обойдется кровля для целой горы древесины — трудно подсчитать. А ведь район в холода сжигает около 25 тысяч кубов дров.

Вот и начальник отдела архитектуры, строительства и ЖКХ Пружанского райисполкома Александр Бушук говорит, что навесы установили на оперативный запас. Но накрыть все кубометры не получится. Ему вторит заместитель генерального директора Брестского областного унитарного предприятия «Управление ЖКХ» Геннадий Герезо, говоря уже про регион:

— Мы готовим к зиме по 200 тысяч кубов... Под тентами — запас на семь дней. Дрова должны быть заготовлены и не менее полугода пролежать на открытом воздухе. Тогда они будут сухие, и после дождя промокнет какой–нибудь сантиметр, но дерево сгорит. Конечно, там, где есть хороший хозяин, кладут под крышу не семидневный, а месячный запас. Но есть котельные, на территориях которых и пару кубов сложить под кровлю негде. Вопрос решается подвозом. Было бы идеально, если б дрова лежали по полгода в лесхозах, но им нужно быстрее спилить и продать. У них свои задачи.

Может, действительно незачем складировать рядом с котельными сотни кубометров? Что мешает наладить периодические поставки от лесхоза по всем объектам? Владимир Жолнерчик, директор ГЛХУ «Пружанский лесхоз» отвечает:

— На все котельные физически не разорвешься. У нас много планомерных поставок деловой древесины на внутренний рынок. Конечно, мы никого не забываем. Топливом обеспечиваем всех потребителей. «Коммунальник» в том числе. Но нормальный хозяин должен готовить дрова летом. И навесы ему ставить придется. Я не могу сушить дрова. Они у меня в лесу. Срубили и продаем. Сушка — забота коммунальных служб.

Предлагаю эксперимент. Взять одну котельную, где сегодня свалка дров на земле под открытым небом, и в следующем сезоне организовать там навес или бесперебойный подвоз. А потом подсчитать разницу в сожженных кубометрах. Быть может, на одной точке она будет небольшая. Но только в Пружанском районе таких объектов около 40. И если умножить эту экономию на годы да прибавить к этому все котельные области и страны... Уверен, выйдет существенная цифра.

КОМПЕТЕНТНО

Экономия должна быть умной, а подход к ней комплексный. С участием всех государственных структур. Александр Пузик, начальник управления КГК Брестской области, говорит о системе:

— Не надо делать километровые навесы. Где–то — тенты, где–то бесперебойные поставки. Но их не будет, пока у коммунальных служб есть просрочки за поставленные дрова.

Действительно, финансовый вопрос играет большую роль. По словам гендиректора Брестского областного унитарного предприятия «Управление ЖКХ» Сергея Кудрявца, с лесхозами есть недопонимание:

— Лесники требуют расплатиться с ними в течение 30 календарных дней с момента покупки топлива. Нам, чтобы дрова привезти, сжечь, нужно запустить этот процесс, например, 20 января. До 20 февраля необходимо рассчитаться. Но деньги от населения мы получим месяцем позже, в марте. В итоге вымывается «оборотка», появляются неплатежи. С Минэнерго договоренность есть. Потребили в феврале их тепло, собрали деньги от населения к 25 марта и 28–го перечисляем энергетикам. А лесники немного перестраховываются.

alexbresta@gmail.com

Фото автора и КГК.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter