Как мальчик Кей из «Снежной королевы» стал главным режиссером Большого театра БССР


А помните ли вы такое кино — «Снежная королева»? Нет, не мультик, настоящий полнометражный цветной художественный фильм, снятый на киностудии «Ленфильм» в 1966 году. Я специально пересмотрела его, чтобы освежить свои чувства после полувековой разлуки. Вспомнила маму, кинотеатр «Родина» на улице Лизы Чайкиной (в этом помещении сейчас Новый драматический театр)… И русоволосого веселого мальчика, который играл роль Кея (голос, как оказалось, дублировала Ярослава Турылева).

Вячеслав Олегович Цюпа начал свою киношную карьеру очень рано. И закончил тоже рано.

Он родился в 1955 году в Душанбе. В десятилетнем возрасте сыграл главную роль (надо полагать, роль Володи Ульянова?) в короткометражном фильме молдавского режиссера Василия Паскаря «Улыбка Ильича». Тогда же была роль сына мельника в фильме Владимира Бычкова по сценарию Николая Эрдмана «Город мастеров».

Но настоящую славу ему принесла год спустя «Снежная королева». Фильм, который и сейчас, 55 лет спустя, набирает на сайте «Кино-театр.ру» 9,63 бала по десятибалльной системе. А тогда он был настоящим хитом, вплоть до того, что в 1970 году муниципалитет Боготы — столицы Колумбии — присудил ему приз «Золотой Орел».

Вместе с Вячеславом Цюпой в «Снежной королеве снималась тринадцатилетняя Елена Проклова. Немногие знают, что свою премию за лучшее исполнение женской роли она получила за участие в двух фильмах: «Звонят, откройте дверь!» и «Снежная королева».

Цюпа никаких призов тогда не получил.

Чуть позже были другие фильмы: «Пассажир с "Экватора"» (1968), «Тайна железной двери» (1970), «Осенние грозы» (1974). Но все это были проходные маленькие роли. Последняя — бессловесная и без упоминания в титрах — роль студента в фильме «Белый Бим Черное ухо» (1976) — поставила точку в его киношной карьере.

Он учится в Москве в Гнесинском училище, потом на факультете музыкального театра ГИТИСа. Работает режиссером-постановщиком Ростовского театра музыкальной комедии.

С 1984 года исполнял обязанности главного режиссера Государственного театра музыкальной комедии БССР (ныне Государственный музыкальный театр), а в 1987 году был назначен главным режиссером Большого театра БССР. Любопытно, что — вопреки всеобщему убеждению — это случилось до «Дикой охоты короля Стаха» и даже до «Клопа» Владимира Дашкевича, поставленного Цюпой в Театре музыкальной комедии в 1988 году.

— У него была очень интересная работа в оперетте — «Клоп». — говорит заслуженная артистка Республики Беларусь Тамара Глаголева. — После этой удачной работы его пригласили к нам, и вот «Дикая охота короля Стаха».

— Цюпа поднял Театр музыкальной комедии, — вторит ей музыкальный критик Ольга Брилон. — Его спектакль «Клоп» стал самым ярким событием Всесоюзного театрального фестиваля в Москве в 1988 году, где белорусский театр музкомедии был единственным музыкальным театром среди драмтеатров Союза, в том числе топовых на то время. Потом он занял первое место на Первом Всесоюзном фестивале театров оперетты и мюзикла в Одессе в 1990 году.

Оценили постановку и дома. Цюпа удостоился за нее Премии Ленинского комсомола Белоруссии.

Из его постановок в Музкомедии запомнилась также «Сильва» (1986) и «Хелло, Долли!» (1992).

А в опере спектакли Цюпы — будь то «Кармен», «Сельская честь», «Иоланта», «Мастер и Маргарита» — чаще всего вызывали споры. Да и сам его приход на должность главного режиссера Большого театра БССР до сих пор не всеми одобряется.

Ведь у нас эта должность всегда была пустая, — говорит заслуженный артист БССР Виктор Скоробогатов. — Работавший с 1970 года режиссер Семен Александрович Штейн всегда говорил: «Как только меня назначат главным — назавтра я уволюсь. Мне нужно свободное время». Он ставил и в Музкомедии, и в Каунасе, и в консерваторской оперной студии, и в Большом театре СССР. Он же был любимый ученик Покровского!

В итоге в 1992 году Вячеслав Цюпа ушел с должности главного, а в 1998 году и вовсе уехал в Россию. Несколько месяцев был художественным руководителем Театра оперетты Урала (город Первоуральск), затем до 2010 года — главным режиссером Красноярского государственного театра оперы и балета, а после вплоть до 2016 года — художественным руководителем Красноярского музыкального театра.

В интервью газете «Красноярский рабочий» от 4 января 2003 года Вячеслав Олегович Цюпа рассказывал:

— Я гражданин Белоруссии, но живу и работаю здесь. В Минске остались родители. Каждое лето мы всей семьей садимся в машину и едем через всю страну до Минска и обратно. Ежегодный круиз.

Но главное, что навсегда связало Цюпу с Беларусью и Минском, — это первая постановка «Дикой охоты короля Стаха», за которую он, наряду с другими создателями спектакля, был удостоен Государственной премии БССР.

И хотя некоторые его участники утверждают, что рисунок своих ролей они создавали сами, невозможно было без режиссера создать столь гармоничное целое.

— Я считаю, что это одна из самых талантливых его работ, — утверждает Тамара Глаголева. — Я живой свидетель этому, потому что очень много лет пела этот спектакль. И я могу сказать, что режиссерская работа Цюпы жила до последнего! В спектакль постоянно вводились новые певцы, что-то добавлялось и убавлялось. Но режиссура была настолько крепкая, настолько спаянная, настолько хорошо были выстроены взаимоотношения, что вводы осуществлялись достаточно легко и не нарушали общую концепцию спектакля.

В этом отчасти секрет, почему постановка Анисимова и Цюпы прожила 22 года, продолжая волновать и радовать публику. Это волнение и радость стали стимулом для рождения нового спектакля.

И, тем не менее, тот первый спектакль, как и его создатели, всегда будет помниться. Он оставил незабываемый след в наших сердцах.

juliaandr@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter