«Как любой мужчина, хочу иметь и жену, и любовницу»

Януш Вишневский считает, что женщины лучшая часть человечества

Известный писатель не может выбрать между наукой и литературой, поэтому занимается и тем, и другим

Рыбак дальнего плавания, магистр физики и экономики, доктор информатики и химии, автор многочисленных научных трудов. Это все один человек. Его зовут Януш Вишневский. Но больше он известен не как ученый, а как писатель. Прежде всего как автор бестселлера «Одиночество в сети». Его книги изданы миллионными тиражами, переведены на двенадцать языков. С презентациями Януш объездил почти всю Европу. В Минск же поляк, который уже более двадцати лет живет в Германии, прибыл впервые. Его пригласили стать автором сценария международного кинопроекта: в основу художественного фильма под рабочим названием «Варшава—Москва-транзит» лягут фрагменты одной из его книг.

— Пан Януш, известно, что по вашему роману «Одиночество в сети» уже снят фильм. Причем поклонники вашего творчества единодушны во мнении, что книга значительно лучше, чем кино. Вы сами довольны киноверсией?

— Фильм, который создали на основе книги, мне не нравится. Он разочаровал восемьдесят процентов людей, которые его видели. Он хорошо сделан технически, но не имеет ничего общего с моей книгой. Украинские и российские режиссеры предлагают сделать новый фильм по той же книге. И я точно знаю, что можно сделать лучшую адаптацию. В прошлом году в санкт-петербургском театре «Балтийский дом» по «Одиночеству в сети» поставили спектакль. Мне он очень понравился. Значит, и фильм можно сделать лучше. Постановка идет три с половиной часа, но там всегда полный зал. Дважды я играл в нем, исполнял роль бомжа. В фильме у меня та же роль. Но он мне не нравится.

— Так в книге вы тоже бомж? У читателей складывается мнение, что с себя вы списывали как раз Якуба. Книга автобиографична или это все вымысел?

— Читатели часто обращаются ко мне: «Пан Якуб!» Но это не я. Многие уверены, что хорошо знают мою личную жизнь, потому что в романе много откровенных моментов. Это не так. Книгу я написал для себя, тогда мне было очень одиноко в жизни. Существовало два пути: идти к психотерапевту или написать книгу. Услуги врача стоят очень дорого. К тому же с ним нельзя разговаривать в полночь, когда мне становилось особенно одиноко. Поэтому я начал писать эту историю. Реальную историю. Я знаю главных героев. Недавно встречался с главной героиней, она сейчас живет в Польше, сама воспитывает сына, так как с супругом развелась.

— Вы начали писать книги, когда вам было уже за сорок. Занимаетесь химией, информатикой – вещами далекими от литературы. Ваш пример подтверждает, что хорошим писателем может стать любой человек. Что для этого надо сделать?

— Сегодня пишут книги все: политики, актеры, спортсмены... Каждый человек носит в себе какую-то историю. Рано или поздно наступает момент, когда ее надо выпустить наружу. Большинство людей боятся этого и никогда не напишут книгу. Существует много страхов: меня могут не понять, осудить и т.д. Некоторые боятся, что плохо напишут.

Я был первым автором в Польше, который напечатал свой электронный адрес на книге. С 2001 года я получил около пятидесяти тысяч писем. Таким образом вижу, как люди реагируют на мои произведения. Конечно, всем ответить не могу. У меня нет никаких помощников, агентов. Реагирую только на самые интересные. Большинство отзывов, конечно, положительные. Помню, мужчина написал, что после прочтения моей книги он захотел быть лучше по отношению к своей женщине. Или еще случай. Один пожилой поляк обвинил меня в том, что крыша у его жены поехала именно после того, как она увлеклась моим творчеством.

Когда появилась моя первая книга, я не знал, что будет дальше. Издать ее было очень сложно. Я послал текст в пятнадцать издательств Польши. Некоторые по сей день не дали ответа. Был очень удивлен популярностью книги.

— У вас более десяти книг, но вас знают в основном по «Одиночеству в сети»…

— Эта книга для меня как татуировка. Каждой следующей пытаюсь ее стереть. Она исчезает на два месяца, а потом опять появляется. В 2009 году в Польше вышла новая книга «Бикини». За год ее перевели в одиннадцати странах. Но на улицах Варшавы висели огромные плакаты «Новая книга автора «Одиночества в сети». Даже забыли написать фамилию. Ничего не могу с этим поделать.

— Что для вас важнее: наука или литература?

— У меня есть жена – это наука. Любовницу зовут литература. Как каждый мужчина, я бы хотел иметь и жену, и любовницу. Понимаю, что рано или поздно мне придется сделать выбор. 31 декабря обычно решаю, с кем же я все-таки останусь после Нового года. Но через день я уже забываю об этом. Я всегда хотел быть ученым. Литература пришла в мою жизнь поздно, но теперь я не мыслю себя без нее.

— Интересно, как ваши коллеги, люди из науки, реагируют на ваше творчество?

— Научный мир принял мое литературное творчество с удивлением. Особенно, когда я стал давать интервью СМИ и появляться на телевидении. Публичность не характерна для людей науки. Мой лучший друг, профессор химии, встретил меня и сказал: «Знаешь, Януш, я думал, ты серьезный человек. А ты пишешь романы». Но после того, как мы выпили вина, он признался, что очень завидует мне.

— Наверное, завидует тому, что вы очень хорошо знаете женщин? Такое мнение складывается у всех, кто прочитал хоть одну из ваших книг.

— О том, что хорошо знаю женщин, узнал из газет. Сразу после появления «Одиночества в сети» это писалось маленьким шрифтом, а когда вышла «Любовница», то уже крупным. Просто я люблю слушать женщин. И считаю, что женщины – лучшая часть человечества. Они привлекают своими эмоциями. В среднем женщины говорят в сутки 34 тысячи слов, а мужчины лишь четыре. После разговора с женщинами я всегда обдумываю их слова. Возможно, отсюда и сложилось мнение, что я хорошо знаю противоположный пол. Но это не совсем так.

Фото: Вячеслав БЕЛУГА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter