Как лечиться и не отравиться

Непогода с ее небесными хлябями и скачками атмосферного давления заставляет нас все чаще заглядывать в аптеку. То нос “хлюпает”, то голова болит, а то начинает екать сердце. Мы бездумно назначаем себе лекарства, глотаем их, а потом искренне удивляемся, почему не наступает облегчение Можно ли самому лечиться и при этом не отравиться? Главный клинический фармаколог Минздрава Беларуси, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической фармакологии Белорусского государственного медицинского университета Михаил КЕВРА дает рекомендации читателям “Народной газеты” по безопасному приему лекарств. О них, между прочим, не прочитаешь ни в одном издании.

— Михаил Константинович, есть ли объяснение тому, что таблетки упаковывают по 10 штук? Можно ли таким количеством лекарства отравиться?
— К такой “десятичной” упаковке привыкли врачи, поскольку часто назначают прием лекарств на 10—15 дней. В то же время не все таблетки фасуются по десятку. Противозачаточные, например, по 21 штуке. Но в принципе оборудование предприятий, выпускающих препараты, стандартизировано под блистер в 10 таблеток. Даже если человек проглотит всю упаковку, он, как правило, не сможет отравиться. За исключением, конечно, сильнодействующих или ядовитых таблеток, но их отпускают только по специальным рецептам. В то же время существует индивидуальная непереносимость лекарств. Есть люди, которым и неядовитые таблетки могут нанести “удар”, например те же сердечные препараты дигоксин, дигитоксин. В моей практике был случай, когда в клинику доставили пожилого мужчину, которому был назначен дигитоксин по 1/2 таблетки 2 раза в день. Этот препарат прописывают больным при сердечной недостаточности. Мужчина решил, что доза все-таки маловата и выпил лекарства больше, чем следовало. В результате наступило тяжелое отравление сердечными гликозидами. Как один из побочных эффектов — весь окружающий мир сразу “окрасился” для мужчины в желтый цвет. Пожилой человек выглянул в окно и увидел желтый снег. Поскольку рядом находилась табачная фабрика, он подумал, что на предприятии произошел выброс вредного вещества, которое и “залило” все желтой краской. Плотно закрыв форточки в квартире, он поспешил к соседу, чтобы предупредить об опасности. Но сосед лишь покрутил у виска, показав, что у принявшего препарат не все в порядке с головой. Больному вызвали “скорую”, которая и доставила его в клинику.
Помню также случай, когда дочь, ее муж и отец выпили “корешки, настоянные на водке”. Все скончались, в живых осталась только мать, которая наливала эту отраву в рюмки, да еще ребенок. Как выяснилось позже, в бутылке были корни ландыша...
— Значит, одному, чтобы отравиться, нужно проглотить горсть препаратов, а другому достаточно всего нескольких пилюль? А есть ли различия в реакции мужчин и женщин на лекарства?
— Это связано с генетическими особенностями организма. Есть люди, которые могут умереть и от одной таблетки, поскольку существует наследственная предрасположенность к повышенной чувствительности на лекарства. Я знал человека, у которого активность ферментов, разрушающих алкоголь, была в 15 раз выше, чем у всех остальных. Если, например, большинство из нас может сильно опьянеть от 200 г алкоголя, то ему необходимо было выпить 3 литра! А есть люди, у которых эта чувствительность еще выше.
Некоторые, например, очень плохо переносят препарат левомицетин. Это касается турок, евреев, греков, итальянцев и египтян. В то же время скандинавские народы принимают левомицетин безо всяких проблем.
 Как-то один японский ученый, который был зубным врачом, обнаружил, что у человека может не хватать в организме каталазы — фермента, разрушающего перекиси. Такой вывод он сделал, когда заметил, что у одних пациентов перекись водорода шипела при обработке зубного канала, а у других — нет.
Что же касается реакции мужчин и женщин на препараты, скажу сразу, что различия есть. Когда изучают лекарства-кандидаты (те, что будут внедрены в практику после клинических испытаний), то их проверяют и на женщинах, и на мужчинах. Хотя активность одних ферментов у женщин выше, именно мужской организм более устойчив к лекарствам.
Более того, блондины в целом более чувствительны к препаратам, чем брюнеты, но самые чувствительные — женщины-блондинки.
В свое время вместе с российскими учеными мне довелось работать над проблемой биотрансформации лекарств у жителей Дальнего Востока — изучать процессы превращения лекарств в организме представителей “малых народов” — хантов, манси, коряков, чукчей. Выяснились интересные подробности. У них существенно отличается активность разных ферментов по сравнению с европейцами. Поэтому некоторые лекарства для них более токсичны, а другие — наоборот.
Я не расист, но есть также различия в том, как переносят лекарства темнокожие и светлокожие люди. Тот же каптоприл, эналаприл — сердечно-сосудистые препараты у темнокожих работают хуже, чем у светлокожих европейцев. Хотя среди темнокожих много больных, страдающих артериальной гипертензией.
— Какое время суток самое безопасное для приема лекарств? Влияет ли на восприимчивость к ним заболевание, которым страдает человек?
— Вне всякого сомнения! Печень — это как раз тот орган, который участвует в биотрансформации лекарств. И если она нездорова, лекарства могут, не расщепляясь, очень долго циркулировать в организме. Поэтому для таких больных нужны меньшие дозы препарата. К слову, и при других заболеваниях лекарства могут действовать по-разному. В нашем организме постоянно меняется активность ферментов. Уровень кортикостероидных гормонов у человека наиболее высок с 6 до 8 утра. А в 10—11 часов вечера чрезвычайно низок. Поэтому, когда мы назначаем кортикостероидный гормональный препарат, то стараемся попасть в биоритм. Природа всегда умнее нас, поэтому главное разобраться и подстроиться под нее. Тот же преднизолон, например, назначается в самой в высокой дозе именно утром. Не говорю уже о том, что вечером желательно не принимать стимулирующие средства и мочегонные, потому что человеку нужно выспаться. А вот слабительные, у которых длительный срок действия, назначают на ночь, поскольку эти препараты начинают действовать только утром.
— Некоторые источники утверждают, что от препаратов, которые были разработаны в далеком прошлом, больших бед не бывает, а от созданных в последнее время — наоборот. Особенно от болеутоляющих.
— Действительно, есть хорошие отечественные препараты, которые созданы ранее и которыми мы и по сей день пользуемся. Но все течет и все меняется. С современных позиций мы отмечаем, что в некоторых старых препаратах или недостаточно активности, или есть побочные эффекты. Наука не стоит на месте, мы совершенствуемся. Однако говорить, что все новые препараты обладают многими побочными эффектами, я бы не стал, поскольку любому, даже самому безобидному лекарству свойственны побочные эффекты. Связано это с тем, что препарат действует все-таки не очень точно, не строго избирательно, поэтому он иногда и вызывает побочные эффекты. Например, всем известен атропин, который закапывают в глаза. А если атропин принять внутрь, у больных появляется тахикардия — учащенное сердцебиение, отмечается сухость слизистых оболочек и др. Этот препарат может спровоцировать задержку мочи, особенно у пожилых людей, страдающих аденомой предстательной железы.
Даже широко распространенный аспирин (ацетилсалициловая кислота) тоже имеет побочные эффекты. Один из них — синдром Рейе, или печеночная энцефалопатия, он иногда может развиться у малых детей, которым во время какой-либо вирусной инфекции в качестве жаропонижающего средства назначили ацетилсалициловую кислоту. Это состояние может закончиться смертью, хотя встречается такой синдром довольно редко — 1:1000000 случаев, тем не менее бывает.
— Насколько опасно сочетание некоторых лекарств с алкоголем?
— Чрезвычайно опасно. Есть такой относительно безвредный препарат, как парацетамол, который отпускается без рецепта. Но он безопасен до тех пор, пока человек, проглотив таблетку, не выпьет алкоголь. Если такое произошло, гремучий “коктейль” вызывает тяжелое поражение печени, иногда даже смертельное. Подобные отравления довольно часто происходят за рубежом, например в США. Я помню случай, когда молодой человек приехал в Минск на курсы повышения квалификации и вместе со слушателями вечером отметил новое знакомство. У кого-то из присутствующих, к несчастью, оказались таблетки фенобарбитала (люминала, который отпускается в аптеках строго по рецепту). Этот препарат все запили самогоном, чтобы продлить пьяное удовольствие. Поскольку присутствующие были людьми зрелого возраста и, наверное, могли выпить немало, на них такая жуткая смесь не подействовала. А парень не смог подняться до следующего вечера. Соседи по комнате подумали, что он отсыпается после вчерашнего, а когда разобрались, парень был уже в коме. Вызвали “скорую”. Молодой человек, подключенный к аппарату искусственной вентиляции легких, лежал в клинике почти месяц. Но спасти его не удалось: погиб мозг. Это была жуткая трагедия для матери, потерявшей единственного сына...
— Если человек отравился лекарствами, пахнет ли от него как-то иначе, чем от здоровых людей?
— Если лекарство поражает печень, иногда можно ощутить печеночный запах, при поражении почек — запах ацетона, при отравлении синильной кислотой — чувствуется миндальный запах. В древности врачи по запаху определяли, чем страдает больной. Теперь в этом нет особого смысла: сейчас столько очень точных методов диагностики! Сегодня насчитывается несколько десятков тысяч лекарств, и все они по-своему могут воздействовать на организм человека. Врачу, чтобы эффективно лечить больного, нужно не менее сотни препаратов, а опытный врач-терапевт использует в своей практике не менее 50—70 препаратов.
— Представим ситуацию: человек выпил лекарство и почувствовал, что с ним происходит что-то не то. Что делать? Промывать желудок водой, пить молоко, как утверждают книги по народной медицине?
— Самое верное — обратиться к врачу. Нет такой возможности, постарайтесь удалить яды из желудка. Примите активированный уголь и выпейте много воды. Вызывать рвоту стоит не всегда, только в крайнем случае!
И в молоке искать спасения тоже не нужно. Оно может связывать соли тяжелых металлов, но за последнее время я ни разу не слышал о подобном отравлении. К помощи молока часто прибегали в царские времена, когда люди травились ртутью и т.д. К сожалению, сейчас много околонаучных статей и заметок на темы здоровья. Поэтому и появляются абсурдные суждения. Пару дней назад в одной уважаемой газете я прочитал, что при сердечных недомоганиях следует использовать наперстянку. Это же глупость, которая чревата серьезными последствиями! Наперстянка очень опасна и при неправильном назначении может оборвать жизнь...
— Тем не менее мы иногда назначаем себе лечение разными препаратами. Как все же уберечься человеку от лекарственных отравлений?
— Нужно прежде всего помнить слова Парацельса, который говорил, что все лекарства — яды, а все яды — лекарства. Все зависит от дозы. Даже если ввести человеку раствор такого безвредного вещества, как поваренная соль, из расчета 1 г на 1 кг массы тела, то несчастный умрет. Люди не травятся солью лишь потому, что сильно пересоленная пища невкусна, к тому же может вызвать рвоту. Если нет ничего под рукой, а у человека нужно вызвать рвоту, размешивают соль в воде и дают больному выпить. И в то же время соль — незаменимый продукт.
Всем надо помнить, что если нет здоровья, то лекарства его не дадут. Здоровье нужно беречь, а если оно нарушилось, то с помощью лекарств можно откорригировать состояние: исправить те нарушения, которые возникают при том или ином заболевании. В целом же лекарства требуют особого отношения, глубоких и обширных знаний врача.
Помню, ко мне на прием попала женщина, которая выпила 2 таблетки левомицетина, который до этого она периодически принимала на протяжении 20 лет. Женщина работала в продуктовом магазине. Чтобы у нее были хорошие анализы, она прибегла к помощи этого лекарства. Последние две таблетки привели к тяжелому поражению крови, спасти ее не удалось...
— Кстати, как вы относитесь к рекламе препаратов и что, на ваш взгляд, в этом вопросе нужно изменить?
— По-моему, нужно жестче подходить к рекламе тех препаратов, которые могут вызвать серьезные побочные эффекты. Рекламировать можно не все! Скажем, выпустили какой-то сложный комплекс и заявляют, что если человек будет принимать его 1,5 года, то не заболеет раком. А ведь это заявление ни на чем не основано. Сейчас время доказательной медицины, специалисты это знают и доверяют только научно доказанным фактам, но люди-то часто верят не ученым, а тому, что пишут или показывают по телевизору!
Недавно по белорусскому телевидению прошла реклама одного лекарственного препарата, в которой принял участие профессор-профессионал (по этическим соображениям я не называю ни его имени, ни рекламируемый препарат). Специалист заявлял, что наконец появилось средство, которое излечивает от определенной болезни. Однако это средство никого не вылечило и не вылечит, а лишь у некоторых пациентов может улучшить общее состояние! Зачем же вводить людей в заблуждение?!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter