Репортеры «СОЮЗа» побывали на знаменитом «Аптекарском огороде»

Как квакает тыква?

Самое старое дерево в центре Москвы — поросль допетровской белой ивы. Ветви устало склонились над прудом. Сколько иве лет? Точно никто не скажет, но старше Петра Первого, основавшего сад. А саду 310 лет. Зеленый остров тишины в сердце суеты — ботанический сад МГУ «Аптекарский огород».


У каждой тыквы здесь не только свое «лицо», вес, цвет «кожи», «фигура», но и «характер», точно подчеркнутый ее названием

Название простоватое, но из песни слова не выкинешь — сад начинался именно как огород, в котором выращивали лекарственные травы, чтобы лечить солдат царской армии. Таких аптекарских огородов в Москве было несколько. Уцелел единственный. И стал городским музеем уникальной природы под открытым небом.

У сада есть свои живые легенды. О допетровской иве мы уже сказали. Сам Петр посадил здесь три хвойных дерева: ель, пихту и лиственницу. Лиственница пережила пожар Москвы 1812 года, все революции и войны. Крона лиственницы повреждена молнией, но в ее «артериях» еще пульсирует жизнь.

Дуб, посаженный 211 лет назад первым директором сада немецким ботаником Францем Гофманом. (Он описал 3528 видов местных растений.) Младший брат дуба Гофмана — дуб Николая Кауфмана, другого знаменитого ученого и директора аптекарского огорода. (Тогда еще без кавычек.) Несколько растений саду подарил граф Алексей Кириллович Разумовский. До сих пор растет его саговник улиткообразный, как, впрочем, и теофраста царственная, привезенная аж в 1842 году главным садовником Густавом Вобстом.

Пройдут столетия, и, как знать, какой–нибудь из ныне растущих реликтов сада назовут именем нынешнего директора «Аптекарского огорода» доктора географических наук, профессора Алексея Ретеюма.

В экспозиции сада воспроизведен целый фрагмент медицинского огорода XVIII века. «Грядки» лекарственных трав расположены по соседству с Пальмовой оранжереей. Здесь представлено около двухсот видов трав. Чтобы передать ландшафт и традиции Итальянских средневековых монастырских садов, из–под Флоренции специально привезли каменный колодец. Часть растений доставили из далекой Японии, из сада лекарственных растений Киото, с которым дружит «Аптекарский огород».

Не только для биолога, врача, народного целителя, но и для филолога «Аптекарский огород» — лаборатория творческой фантазии. Я и не предполагал, что у обыкновенной тыквы может быть не только свое «лицо», вес, цвет «кожи», «фигура» (то бишь форма), но и «характер», точно подчеркнутый ее названием.


Аптекарский огород работает круглый год. Цена билета - 200 рублей. Фото: Роман Щербенков

Зеленая, приплюснутая сверху и снизу, тыква в противных бородавках получила название «Царевна–лягушка». Правда, в сказке жаба превратится в девушку неземной красоты, а эта в лучшем случае станет тыквенным соком. Есть тыква «Тромбон», формой похожая на кулису и раструб этого музыкального инструмента. Тыква «Купчиха» потянет килограммов на 20, не меньше. Довольная собой. Румяная с боков. Но тыква «Мадам» все равно больше, как ей и положено по статусу. Тыква «Крошечка–Хаврошечка» — изящная, с голубым оттенком, а плоды тыквы «Птичье гнездо» размером с теннисный мяч.

У двоюродной сестры тыквы лагенарии почему–то мужское название — «Гусь в яблоках». Арбуз «Подарок солнца». Кабачок «Скворушка». Свекла «Смуглянка». Яблоки «Услада», «Октябренок», «Слава победителям»...

Все выращено в саду МГУ. У павильона–выставки «Мир! Труд! Урожай!» очередь. Тыквы и ее семена раздают всем желающим. Бесплатно. Такую акцию щедрости «аптекари» проводят каждую осень.

Спрашиваю у рабочего, загружающего тачку пузатыми целлофановыми мешками, бывают ли случаи «промышленного шпионажа», когда кто–то из особо завистливых садоводов–любителей откапывает только что посаженные растения и пересаживает их на своих дачных участках?

— Это большая проблема! — вздыхает парень. — Особой популярностью пользуются мелкие хвойные растения. Их легко унести в продуктовом пакете...

А в июле из бассейна украли рыб осетровой породы. Пресс–служба «Огорода» вынуждена была предупредить варваров — осетры питались кормом для декоративных рыб, а потому ядовиты.

За витринами Пальмовой оранжереи — другая планета. Не надо путешествовать с чемоданом по свету в поисках экзотики. Загляни сюда. Здесь Африка, Австралия, Азия, Южная и Центральная Америка под одной крышей.

Викторная оранжерея со знаменитой гигантской кувшинкой (викторией амазонской) готовится к открытию. Молодые парни заботливо, как за девушкой, ухаживают за притчардией. Эта гостья с острова Фиджи. Домашняя пальма с очень романтичным названием. Наверняка сотни заокеанских красавиц носят такое же имя. А вот антуриум — цветок фламинго. Представьте созвездие, пересаженное с неба в кашпо.

Кто–то любит ремонтировать дорогие машины, эти парни выбрали флору. Профессиональное кредо всех сотрудников сада во главе с его директором Алексеем Ретеюмом: знание природы и любовь к ней — важнейшая составляющая общей культуры человека. Собственно, и с этой тоже целью задуман «Аптекарский остров» Петром Первым — лечить, но и просвещать.

Главная живая легенда сада — сибирская лиственница, посаженная Петром Первым в 1706 году, но теперь все чаще говорят о другой. О красноухой черепашке, прозимовавшей московскую зиму не в подогретом бассейне оранжереи, а в... пруду. Подо льдом. В марте, как только пригрело первое солнце и подтаял робкий парковый ледок, эта гордая рептилия выползла на берег, чтобы удивить мир своим тихим черепашьим подвигом.

С черепахами в «Огороде» есть проблемы. Точнее, не столько с черепахами, сколько с посетителями сада, которые едва ли не каждую неделю подбрасывают своих домашних питомцев в старинный «аптекарский» пруд, избавляясь от надоевшей «игрушки». Ихтиолог Валерий Вишневский приводил цифру: примерно из 80 живущих в «Огороде» черепах 50 — подкидыши. Осенью всех размещают в «коммуналке» (так шутливо называют бассейн в Субтропической оранжерее), чтобы в мае снова отправить охранять «золотой ключик».

«Аптекарский остров» — музей под открытым небом. Островок экзотических растений и неповторимой ауры в центре сумасшедшего мегаполиса. Образец садового дизайна. Площадка для полета фантазии волшебников ландшафтного дизайна.

Джина Каннингхем, например, предложила «Огороду» свой нашумевший проект «Лодка». Он посвящен беженцам, покидающим родной кров на случайных утлых лодчонках. На позеленевшем зеркале пруда — одинокая лодка–клумба с растущими в ней папоротниками и целебными травами. Над прудом, как гирлянды, развешаны лодочки из водоотталкивающей бумаги. Их сотни. Лодки привязаны леской к прибрежным деревьям. Их, как на волнах судьбы, раскачивает ветер. По замыслу Джины лодки олицетворяют смерть, одиночество, отчаяние... Но и свободу. Точнее, стремление к ней.

Пруд в этом саду тоже непростой. Мало того, что ровесник Петра, так еще и в глиняном замке. То есть выстлан несколькими слоями серой глины высокого качества, привезенной из Гжели. А еще по весне уже много лет сюда возвращается одна и та же пара уток огарей.

...Черешчатый дуб пирамидальной формы ландшафтный дизайнер Даниэлла Ходсон нарядила в... роскошное платье, которое сшила сама. Идея дизайнера проста: относись к природе, как к самому себе. То есть как к родному существу. Эта инсталляция — метафора всего сада.

Досье «СОЮЗА»

«Аптекарский огород» открыт семь дней в неделю с 10 утра. Время закрытия зависит от длины светового дня (до 21.00 с середины мая по август и до 20.00 с ноября по март). С входным билетом можно гулять по саду и даже зайти в большую Пальмовую оранжерею и новую коллекцию растений пустынь на втором этаже оранжерейного комплекса. Можно посетить сад в составе экскурсионной группы в сопровождении экскурсовода, приобретя в кассе экскурсионный билет стоимостью 200 рублей. Льготный — 150 рублей; годовой абонемент — 3000 рублей.

Сергей Рыков

rykov.tribuna@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter