Вопрос ребром: куда за два года из сельхозпредприятия исчезли 1200 голов скота

Как корова языком слизала

Сегодня в ЧСУП «Золак-Агро» Светлогорского района обычный рабочий день. На ферме «Козловка», где содержится почти 1050 голов КРС, раздаются корма телятам, в сараи завезены мешки с комбикормом, горками лежит свежескошенная трава, которую коровы с удовольствием поедают. Идет дневная дойка, по молокопроводу мелким ручейком стекает свежее молоко. 

О том, что три месяца назад здесь недосчитались 1200 голов скота, ничто не напоминает и никто не вспоминает. Однако новый исполнительный директор Андрей Петрович ходит удрученный, хотя и не показывает вида. Именно при передаче хозяйства от одного руководителя к другому и стало известно, что с четырех ферм пропало 1200 голов КРС, причем в основном молодняк и телочки. То есть продуктивного скота, который мог бы еще долгие годы приносить неплохую прибыль.

– Когда я только пришел, стали проводить инвентаризацию и обнаружили несовпадение отчетных данных и реальной численности поголовья, — сокрушается руководитель. — Как такое могло случиться, объяснить не могу. 

Директор рассказывает, что в ходе проверки документации выяснилось: последний раз скот пересчитывали в январе 2017 года. Хотя бригадиры должны были проводить инвентаризацию КРС один раз в месяц, так как именно они являются материально ответственными лицами за его сохранность.

Итак, более двух лет эта работа в «Золак-Агро» не проводилась. Сейчас здесь 4495 голов КРС — это 80 процентов к уровню 2017-го. Пятая часть за два года попросту испарилась. Так и хочется сказать: как корова языком слизала. 

В «Золак-Агро» всего 6 ферм, на каждой — свой бригадир. Поговорить хотя бы с одним из тех, кто работал три месяца назад, не удалось. Все уволились: кто по состоянию здоровья, кто по собственному желанию. Новый директор набрал других, которые теперь каждый месяц тщательно пересчитывают и перевешивают КРС, чтобы такой ситуации не повторилось.

Ну да, у нас же так: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Почему же не взвешивали скот на протяжении двух лет и никто об этом не знал? То есть свои прямые обязанности не выполняли ни бригадиры, ни бухгалтер хозяйства. И где, в конце концов, был руководитель?

Как пояснили в райсельхозпроде, гражданин Украины Тарас Кравец работал здесь 10 лет ветврачом и полгода исполнял обязанности директора без соответствующих документов. Он уволился по собственному желанию, чтобы наконец привести их в порядок. Сейчас Тарас Григорьевич успешно устроился в районную ветстанцию. На мой вопрос, куда могла исчезнуть часть животных, которых он лечил, ветврач Кравец ответил:

— Понятия не имею.

Ну, как это? Пятая часть поголовья исчезла, и ветврач об этом даже не догадывался? Очень похоже на то, что какое-то время и.о. руководителя без документов работал, а когда понял, сколько ниточке ни виться, все равно конец будет, уволился. А конец пришел, как только молодой и толковый директор заставил пересчитать весь скот, имеющийся в хозяйстве. 

Что же это было — хищение? Сразу столько животных куда-то перевезти нереально. Но если каждый день хотя бы по две коровы вывозить, то вполне можно незаметно за два года на такую цифру выйти. Но это предстоит доказать, пока это всего лишь предположение. Вторая версия — приписки. Зачем? Чтобы показать завидную рентабельность? И куда делись корма, которые заготавливались на 1200 голов? Еще версия — несвоевременно оформлялись документы на выбытие скота. Значит, головы эти исчезли не за два года, а за более длительный срок. 

И все равно 1200 — неимоверно огромная цифра. Сейчас технологическое выбытие составляет 5—6 процентов в месяц. Много, но если умножить на два года, то на нашу цифру не выходим. О повальной гибели телят тоже не говорят — это подтверждают работники хозяйства. 

— Мы не увидели никаких массовых захоронений, ветстанция проводила обследования всех скотомогильников — ничего не было выявлено, — информирует главный зоотехник Светлогорского района Елена Казаченко. 

Значит, гибель животных могла произойти не за два года, а за более длительное время. А так как в хозяйстве неоднократно менялось и руководство, установить, при каком именно директоре исчезли коровы, довольно сложно. Тогда спрос с подчиненных-старожилов, но и они ничего не видели и не слышали. Одним словом, одни вопросы, на которые нет ответов. 

Сегодня в ЧСУП «Золак-Агро» ситуация незавидная, хотя, к сожалению, таких на Гомельщине немало. В нашем случае еще в 2011 году три колхоза были объединены, в результате чего и получилось территориально огромное сельхозпредприятие, осуществить контроль за которым непросто. Животные содержатся в сараях постройки 60-х годов прошлого века. Благо сейчас лето, и часть из них находится на свежем воздухе. При трехразовой дойке в среднем получают от коровы 10 килограммов молока. Ежедневно сдают на переработку 15 тонн. Средняя заработная плата — 490 рублей. 

— Какое производство, такая и зарплата, — с грустью констатирует Андрей Васильевич. — Если бы знал, что в хозяйстве такая проблема со скотом, отказался бы.

Но теперь директор активно взялся за работу и вникает в каждую мелочь. Сегодня идет уборка зерновых, продолжается заготовка кормов, и буквально каждый этап производства находится на его постоянном контроле. У фермы «Козловка» штабелями лежат тюки свежескошенного сена и сенажа, аккуратно запакованного в полиэтиленовую пленку. 

Учредитель «Золак-Агро» — ОАО «Речицкий КХП». К Светлогорскому району это хозяйство относится лишь территориально. А контроль за работой хозяйства должен был проводить КХП, до которого десятки километров. Кстати, когда пересчитывали скот, из головного предприятия никто даже не приехал, пояснили в Светлогорском райсельхозпроде. 

С генеральным директором ОАО «Речицкий КХП» Андреем Коваленко «СГ» пыталась связаться и через секретаря, и по мобильному. Тщетно. Зная, что сейчас по нашумевшей истории звонят журналисты, не берет трубку? Возможно. Но если ему есть что сказать, он смело может высказаться в нашей газете.

Сегодня история о недостаче в 1200 голов КРС на слуху не только в области. Такого, пожалуй, в сельском хозяйстве юго-восточного региона еще не было. Последний случай — год назад в Добрушском районе, но тогда проверявшие недосчитались 200 коров. 

В данный момент органы Гос­контроля воздерживаются от комментариев.

— Акт проверки еще не подписан, и пока о каких-либо выводах говорить не можем, — сказала заместитель председателя Комитета государственного контроля Гомельской области Елена Коваленок. 

КГК продолжает проверку и устанавливает виновных, а также выясняет обстоятельства. Ущерб от недостачи такого поголовья оценивается не менее чем в миллион рублей. Конечно, если гибель животных или то же хищение подтвердятся, начнется уголовное расследование. 

vakulich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter