Как хвост виляет собакой

Весной этого года влиятельная газета «The New York Times» обвинила администрацию США в размещении заказных сюжетов на американском телевидении. По утверждению журналистов, чиновники регулярно заказывают «позитивные» видеоматериалы о своей работе, которые затем транслируются телекомпаниями по всей стране под видом новостных репортажей. По данным американской прессы, подобного рода заказные материалы, выглядящие как сюжеты обычных новостных репортажей, готовят не меньше двух десятков правительственных ведомств.
Весной этого года влиятельная газета «The New York Times» обвинила администрацию США в размещении заказных сюжетов на американском телевидении. По утверждению журналистов, чиновники регулярно заказывают «позитивные» видеоматериалы о своей работе, которые затем транслируются телекомпаниями по всей стране под видом новостных репортажей. По данным американской прессы, подобного рода заказные материалы, выглядящие как сюжеты обычных новостных репортажей, готовят не меньше двух десятков правительственных ведомств. Причем Министерство обороны и Бюро переписи населения США, согласно утверждению «The New York Times», «за последние 4 года изготовили и распространили сотни подобных новостных материалов». В одном из самых забавных заказанных Пентагоном роликов «житель освобожденного от режима Саддама Хусейна Ирака» приветствует американских солдат возгласами: «Спасибо, Буш! Спасибо, США!» Расследование показало, что героя ролика (кстати, настоящего американца) снимали не в Багдаде, а в Канзас-Сити. Делаются эти ролики в значительной степени под влиянием голливудских продюсеров, занимающихся постановкой реальных ТВ-шоу и художественных экшн-фильмов. Пионером здесь можно считать Д.Брукхеймера, продюсера знаменитых блокбастеров военной и вообще героико-патриотической тематики («Высадка Черного Ястреба», «Пирл-Харбор», «Армагеддон»). Его замысел — сделать документальный телесериал «Портреты с передовой» об американских солдатах в Афганистане — получил активную поддержку министра обороны Д.Рамсфелда. Сериал имел успех, и такой же подход было решено применить в репортажах о боевых действиях в Ираке. Успех подобного метода зависит от того, кто именно снимает и редактирует видеоматериалы. А потому для репортажей из горячих точек все чаще и чаще военные используют своих собственных телеоператоров и монтажеров, передавая ТВ-сетям уже готовые ролики. Стержневая идея агрессивно-пропагандистского подхода — сконцентрировать внимание зрителей на визуальном ряде и сопровождающем его «общем послании», не вдаваясь в излишние подробности. В результате нынешняя война в Ираке стала испытательным полигоном не только для новейших образцов американского оружия, но и для современных технологий манипуляции сознанием. Внимательные телезрители, смотревшие репортажи американских корреспондентов, не могли не обратить внимания на тот факт, что пресловутый эффект присутствия совершенно не помогает понять, что, собственно, происходит не просто во всем Ираке в целом, но даже в отдельно взятом населенном пункте, из которого ведется репортаж. Вершиной творческих достижений пентагоновских операторов стала «спасательная операция», прославившая 19-летнюю девушку из Вирджинии, по имени Джессика Линч, которая, не найдя в свое время работы в родном городе Палестине, завербовалась в армию, получила там звание рядовой первого класса и приехала в марте 2003 года в Ирак. А уже в апреле миру была предъявлена самая, вероятно, выдающаяся на сегодняшний день видеофальсификация Пентагона в жанре крутого репортажа, «реального экшн» под названием «Спасение рядового Джессики Линч». Напомним вкратце читателям эту историю. Согласно версии, озвученной всеми СМИ (основанной исключительно на американской военной информации), рядовая Линч была взята в плен иракцами у города Насирия. Говорилось, что в ходе нападения из засады она получила многочисленные пулевые и ножевые ранения. После чего, согласно официальной пентагоновской версии, 8 дней (!) Джессику до- прашивали и избивали на больничной койке федаины Саддама. Это продолжалось до тех пор, пока пытки не заметил иракский юрист, по имени Мохаммед Одех аль-Реиф. Будучи не в силах переносить страданий молодой девушки, он сообщил о местонахождении Джессики (с риском для собственной жизни) американскому военному командованию. В ту же ночь американские спецназовцы — рейнджеры и так называемые морские котики — штурмом взяли указанный госпиталь в Насирии (причем, согласно официальной версии, им пришлось вступить в бой с иракскими войсками) и вывезли раненую Линч на вертолете в свое расположение. При этом вся операция была заснята на видеокамеру, которую держал в руках один из спецназовцев. В результате этих событий больше всего повезло аль-Реифу: отважный иракский правовед перебрался в США, которые охотно предоставили ему политическое убежище. Там он начал спешную работу над книгой «Спасательная операция в Насирии» (Rescue in Nassiriya), за которую ему пообещали гонорар в полмиллиона долларов. Рядовая Линч в накладе также не осталась. Американское государство осыпало ее всеми возможными почестями и наградами, подобающими военному герою. О ее подвиге снят художественный фильм, известный журналист той же «The New York Times» написал соответствующую мемуарно-патриотическую книгу, а сам министр обороны Д.Рамсфелд назвал операцию по освобождению Линч «блестящей и отважной». Одним из самых примечательных последствий этой операции стала очень удобная выборочная амнезия, постигшая Джессику Линч. После того как закончилась операция по ее освобождению, выяснилось, что она ничего не помнит из-за провала в памяти. По словам американских врачей, возможно, «данный эпизод никогда не восстановится в памяти рядовой Линч». Этой «амнезией» Линч военные США пытаются оправдать то, что до сих пор сама Джессика ничего не рассказала о своих мучениях в неволе. Постоянно прокручиваемая в эфире слезливая история «о спасении рядовой Джессики Линч из иракского плена» с точностью, достойной удивления, повторяет сюжет знаменитого голливудского фильма 1997 года с Робертом де Ниро и Дастином Хоффманом «Хвост виляет собакой». Однако Америка не была бы Америкой, если бы не выжала из этой истории все до последней капли. Как оказалось, родные «героини» уже успели продать ее историю на канал NBC, который немедленно приступил к работе над сценарием, рассказывающим о жизни 19-летней Джессики. Культ и статус ее самой как героини сильны, как никогда. На интернетовских аукционах цены на все вещи, связанные с Линч, постоянно растут. Самое интересное во всей этой «героической истории», что независимые расследования (в основном неамериканских журналистов) показали, что эффектная история была от начала до конца сфабрикована. Подлинный ход событий был восстановлен в деталях и документах, но так и не нашел отражения в прессе США. В результате неприятную для Пентагона правду о спасении рядовой Линч раскрыли ВВС и британский журналист Джон Кампфнер на страницах газеты «The Guardian». По воспоминаниям журналистов, работавших в Дохе, столице Катара, их подняли с постелей 2 апреля, сообщив о том, что в пресс-центре вот-вот будет объявлено некое известие первостепенной важности. Главный представитель Белого дома в Катаре Джим Уилкинсон загадочно пояснял: «У нас вот-вот будут очень срочные новости. Президент США уже в курсе и министр обороны — тоже». Журналисты, полагая, что сейчас им объявят о поимке самого Саддама, поспешили в пресс-центр. Однако вместо этого Уилкинсон рассказал им о спасении Джессики и продемонстрировал 5-минутный фильм, нарезанный из пленки, якобы снятой отрядом спецназовцев. Но самое интересное выяснилось уже после того, как Насирия была освобождена, и врачи, лечившие Джессику, оказались доступны для независимых репортеров. Тогда оказалось, что слухи об издевательствах, которым иракцы якобы подвергали пленную американку, – просто ложь. Напротив, ее старательно, как могли, лечили. В больнице Джессика оказалась после того, как ее подобрали иракские солдаты. Произошло это на месте автомобильной аварии. Шофер авто с лихими американскими «джи-ай» не справился с управлением. Иракские пески, к сожалению, не похожи на американские автострады. В результате катастрофы чудом выжила только рядовая Линч. Также выяснилось, что Джессике отдали единственную имевшуюся в госпитале специальную хирургическую кровать. Что к ней приставили одну из двух обслуживавших весь этаж сиделок. «Я была ей в эти дни вместо матери, а она была мне как дочь», — рассказывает эта женщина, Халида Шинах. «Мы сделали ей три переливания донорской крови, причем две дозы мы взяли у наших сотрудников, потому что запасов крови к тому времени у нас уже не было», — рассказывает доктор Харит аль-Хоуссони, лечивший Джессику. Интересно, что за два дня до «спасительного» штурма больницы доктор Аль-Хоуссони собирался передать Джессику американцам и велел водителю «скорой помощи» съездить на КПП США. Когда машина стала подъезжать к блокпосту, солдаты открыли по ней огонь. Только чудом они спаслись и вернулись в больницу. Тот же доктор рассказал, что за день до «спасительной миссии» американских спецназовцев иракские войска, охранявшие госпиталь, покинули город. Спецназ США знал это, так как морская пехота уже контролировала предместья города. «Мы услышали шум вертолетов, — вспоминает доктор Анмар Удай, — мы были удивлены. Зачем это все? В городе не было иракских военных, и в госпитале не было ни одного солдата. Все это здорово походило на голливудский фильм. Они кричали: «Вперед, вперед, вперед», стреляли из автоматов холостыми патронами, что-то взрывали. Словом, это было настоящее шоу, вроде тех, в которых снимаются Сильвестр Сталлоне или Джеки Чан, с прыжками, воплями, выбиванием дверей».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter