Как художник художнику

Готовы ли сами режиссеры искать продюсеров и работать в новых условиях?..

Готовы ли сами режиссеры искать продюсеров и работать в новых условиях? Что означает для них конец монополии «Беларусьфильма» и чего они опасаются? «СБ» попросила кратко высказаться кинематографистов разных поколений.


— В свое время я сама занялась продюсированием и знаю, насколько это сложная профессия, — высказывает свое видение призер международных фестивалей, ученица Михаила Пташука, кинорежиссер Людмила Дубровская. — Совмещать продюсерство с режиссурой очень сложно, потому что цели и задачи у этих профессий разные. Каждый должен отвечать за свое дело.


Безусловно, принятие такого решения — это шаг вперед для нашей индустрии. Режиссеры этого очень давно ждали. Монополия — это всегда плохо, тем более в искусстве. У нас был один продюсер и кинопроизводитель — «Беларусьфильм» со своим видением. Если ты с ним не срабатывался, не находил каких–то точек соприкосновения, других вариантов не было, как только куда–то уезжать, если по–прежнему хотел заниматься кино.


Сейчас, как мне кажется, для всех молодых кинематографистов появляется шанс неплохо заявить о себе. Частный продюсер, дающий деньги и заинтересованный в результате, — это лучше, чем формальная трата государственных денег на проект, в котором никто, по большому счету, не заинтересован. Конечно, в кинопроизводстве нет идеальной схемы. Мне кажется, наиболее благоприятная система работает во Франции, где часть денег от проката американских картин идет на производство национального кино.


— В выигрыше сейчас окажутся те, кто предвидел такое развитие ситуации и работал над собственными сценарными проектами, — считает режиссер Максим Субботин. — То, что произошло, — это естественное развитие киноиндустрии. Буквально вчера обсуждали с коллегами эту информацию, и все восприняли ее очень позитивно. Шансы получить финансирование сейчас возрастают. В ближайшее время опробую новую систему на себе: думаю обратиться к жанру детского кино.


— С частными инвестициями на самом деле наши режиссеры были готовы работать давно, — анализирует изменения в кинопроцессе автор картины «Волки», режиссер Александр Колбышев. — Я знаю, что это такое, я работал с ними в России. Но я сомневаюсь, что богатые люди понесут в наше кино свои деньги сразу. Нужно создать привлекательные условия, чтобы они их понесли. Вот я готов запуститься со своей новой картиной хоть завтра. Сценарий прекрасный, но не хватает 30% бюджета. Мне говорят на киностудии: «Найди их, и мы тебя запустим». Где и у кого должен их искать? Я ведь не банкир, не экономист. Я — режиссер, моя задача — собрать предварительную платформу проекта: сколотить команду, найти сценарий, актеров. Так что посмотрим, как все будет работать на практике.


В России, насколько мне известно, несмотря на все проводившиеся реформы в кинопроцессе, сегодня все решает студия Михалкова: ты будешь снимать, а ты — нет. Так что, конечно, сейчас в нашей среде устанавливаются совершенно новые условия кинопроизводства, и важно в этих условиях услышать друг друга и создать реальный механизм, который бы всех устраивал и реально работал.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter