В Праге в здании бывшей церкви открыли отель

Как храмы превращаются в отели

Отель в бывшей церкви, Прага

В Праге недалеко от Града, на Малой стране, я давно приметила одну церковь. Понятно, что в Праге церквей много, но эта привлекла меня вывеской Hotel. Когда первый раз увидела, помню, удивилась, а потом перестала: чему тут удивляться? Во–первых, чехи — одна из самых неверующих в мире наций, в церковь ходят редко, если вообще ходят. Согласно недавним исследованиям, 91% опрошенных в возрасте от 16 до 29 лет признались, что не имеют религиозных верований. Во–вторых, количество верующих и регулярно посещающих церковь людей уменьшается по всему миру. Исключение в Европе — Польша, где в принадлежности к католической церкви признаются 82% жителей. В других странах иная картина: вслед за чехами в безразличии к религии признались 80% жителей Эстонии, 75% шведов и 72% голландцев. А здания — прекрасные, исторические, построенные на века — есть! Что с ними делать? Варианты, как показывает опыт этой пражской церкви и в еще большей степени опыт соседней Германии, есть.


Всякий раз, когда я приезжала в Шанхай, приходила посмотреть на чудом уцелевшую православную церковь, в которой, говорят, венчался Александр Вертинский — как там у нее дела? Уцелела эта церковь действительно чудом, ведь во время Культурной революции хунвейбины разрушали все, что не соответствовало пролетарским представлениям о прекрасном, за это десятилетие, например, в Харбине разгромили почти все православные церкви. Как выжил этот православный храм в Шанхае? Говорят, кто–то сообразительный (имя его история, к сожалению, не сохранила) на фронтоне вместо лика Иисуса нарисовал портрет Мао Цзэдуна — вот хунвейбины и не решились разгромить. Что там сегодня? В прилегающей к церкви трапезной — популярный ресторан. Кстати, в немецком Билефельде старинную церковь Мартиникирхе тоже превратили в ресторан класса люкс, столики рекомендуют бронировать за несколько дней. А вот в ставшей символом Харбина православной церкви Св. Софии — музей. Хорошее, как мне кажется, решение в официально атеистической стране.

Германия, которая до недавнего времени была страной вполне религиозной, уже который год фиксирует исход: в 2016 году лоно католической церкви покинули 162 тысячи человек, евангелической — 190 тысяч. Меньше прихожан — меньше доходы, некоторые приходы вынуждены закрываться. По информации Deutsche Welle, в одной только земле Северный Рейн–Вестфалия за последние 20 лет закрылись 453 храма, часовни и дома церковной общины. Представители официальной церкви признают: эта тенденция сохранится. Сейчас в мире так много вариантов религиозной жизни, что каждый может выбрать что–то по своему вкусу. Другая причина — изменения в экономической структуре и связанная с этим миграция населения. Например, раньше много церквей строили в Эссенской епархии, в угледобывающей Рурской области, куда за работой приезжало много людей. Сейчас население уменьшается, церкви пустеют. А что происходит со зданиями, многим из которых по несколько веков?

Вот в построенном в XIII веке в Штральзунде монастыре Св. Екатерины открыли Океанографический музей. Библиотекой и музеем лютен и скрипок, изготовленных местными мастерами, стал и хорошо сохранившийся монастырь Св. Магнуса в баварском Фюссене. В Дальхаймском монастыре под Падерборном (Северный Рейн–Вестфалия) открыли музей монастырской культуры, где, например, в отлично сохранившейся пивоварне можно познакомиться со странными рецептами пива.

В Нойбранденбурге в здание бывшей церкви еще 17 лет назад инвестировали 16 млн евро и превратили ее в концертный зал на 850 мест. Одну из самых знаменитых церквей послевоенной Германии — «часовню Бёма», построенную в 1950–х годах в городке Хюрт под Кельном лауреатом Притцкеровской премии (это как «Нобель» в архитектуре) Готфридом Бёмом, выкупил один из самых влиятельных галеристов Германии, Австрии и Швейцарии Рафаэль Яблонка и превратил в модную арт–галерею. Галерея открылась и в церкви Св. Урсулы в берлинском районе Кройцберг. В Праге в монастыре Св. Агнежки — экспозиция Национальной галереи, посвященная средневековому искусству Европы.

Есть, конечно, и другие примеры: например, в бывшей церкви Св. Петра городка Менхенгладбах оборудован скалолазный центр, очень популярный — своды высокие, пространства много. Некоторые бывшие церкви и монастыри перестроили под жилье.

Священнослужители признаются, что лучший способ использовать опустевшие храмы — отдать христианам других конфессий. Например, в берлинском районе Тиргартен в бывшем католическом храме теперь идут службы для православных из Сирии. Но проблема в том, что верующих и практикующих (то есть регулярно посещающих церкви) христиан Европы не хватит, чтобы заполнить все здания. Они будут пустеть и дальше. С другой стороны, свято место пусто не бывает, разве не так? Так. В Великобритании, случается, в бывших христианских храмах устраивают мечети: сняли кресты — и готово.

Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ, собкор «СБ» в ЕС.

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter