Мнения экспертов: чем опасна ловушка медленного роста нашей экономики

Как избежать ловушки роста

А дела-то в нашей экономике начинают потихоньку налаживаться. Причем положительные тенденции видят не только профильные чиновники — определенным оптимизмом прониклись и независимые эксперты. По крайней мере, на семинаре, организованном исследовательским центром Института приватизации и менеджмента (ИПМ), в основном звучали достаточно позитивные прогнозы. Тему для мероприятия избрали звучную и яркую: «Беларусь в ловушке медленного роста: выбираемся или обустраиваемся?». Хотя уже после первых выступлений стало очевидно: несколько некорректна постановка вопроса. Собственно говоря, наша экономика возобновила рост относительно недавно. Поэтому принципиальным является вопрос: как в эту самую ловушку не попасть. Как не просто удержать нынешнее, хотя и скромное, движение вперед, а разогнаться до оптимальных и приемлемых темпов. И тут много тем для разнообразных дискуссий.

Фото Sp4.info

Операция «Приватизация»


Искренне удивился: чуть ли не впервые в экономических прениях не звучала тема приватизации. Первый заместитель министра финансов Максим Ермолович констатировал известную истину, которую долгое время принципиально не воспринимала определенная часть экспертного сообщества: 

— Эффективность или неэффективность государственного сектора — вопрос философский. Есть разные предприятия. Для стимулирования инвестиций происхождение капитала не должно иметь принципиального значения. 

Несколько неожиданно, но тезис поддержал страновой экономист представительства Всемирного банка в Беларуси Кирилл Гайдук. Он убежден: реструктуризация государственным компаниям необходима, но в спокойном и продуманном режиме. 

— Госпредприятия разные, демонстрируют разные результаты, перед ними стоят разные цели и задачи. Подходы к их реструктуризации тоже должны быть разными, — почти повторил он тезис представителя Минфина. Правда, добавил: в целом в стране наблюдается дефицит кадров для выхода на новые, нетрадиционные рынки сбыта. Вопрос, в какой стороне найти грамотных и компетентных купцов, чтобы стабилизировать экспортную проблему надолго и всерьез, как-то остался за кадром. 

Позитив без негатива


Кстати, про зарубежные поставки. В этом году внешняя торговля радует позитивом. Во-первых, сама по себе динамика положительная. Во-вторых, как отметил директор исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик, впервые за последние годы наблюдается рост цен на экспортную продукцию более динамичный, чем на импорт. По крайней мере, неэнергетических товаров. Бьют рекорды по экспорту и услуги. И транспортные восстанавливаются, и IT динамично рвутся вверх. Словом, за сальдо вроде бы беспокоиться не стоит. Причем достигнуть плюса удалось без накачки экономики директивными кредитами или эмиссионными средствами. «Рост совершенно здоровый», — констатировал во время дискуссии заместитель председателя правления Нацбанка Сергей Калечиц. 

Другой вопрос, насколько еще имеется потенциал для экономического роста за счет экспорта? На этот счет у экспертов несколько различные позиции. Александр Чубрик графиками и диаграммами продемонстрировал известную парадигму: наша экономика напрямую зависит от состояния дел в России. А ВВП в соседней стране головокружительных темпов демонстрировать не спешит. Чтобы расти быстрее соседки, необходимо быть феноменально конкурентоспособным, чтобы умудриться оттеснить местных производителей, нарастить свою долю. И возникает даже очень интересный вопрос: а какая наша продукция будет покорять зарубежные рынки? 

Наши предприятия, в массе своей, еще не включились в глобальные цепочки стоимости, которые могут являться основой для «сжатого» развития, позволяющего сокращать разрыв с развитыми государствами. По крайней мере, такой опыт имеется у восточно-европейских стран: Чехии, Венгрии, Польши. Научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая провела исследование, изучив изменение доли Беларуси в мировом экспорте по ряду товарных позиций. Интересно, что в области легкой промышленности у нас дела обстоят относительно неплохо. А вот в производстве автокомпонентов и транспортных средств влияние нашей страны на мировой рынок снижается. Хотя страны, сопоставимые с нашей, — Чехия, Венгрия, — увеличили свою долю по этим товарным группам в 4—5 раз в мировом экспорте. Не менее тревожно выглядят наши позиции в области электроники. Особенно учитывая, что это — самый динамичный сектор мировой экономики. За последние 20 лет наша доля осталась практически неизменной, в то время как венгры и чехи увеличили свое присутствие в несколько раз. Конечно, такие успехи родились не на пустом месте: рывок произошел в основном за счет размещения сборочных и дочерних производств крупных профильных западных корпораций. В целом серьезную динамику иностранный капитал обеспечил и в автомобильной индустрии. Пока значимые компании не особенно рвутся реализовывать крупные проекты в нашей стране. Прецеденты, несомненно, есть, но на поток реализацию проектов с западными инвестициями поставить пока не удалось. Хотя все условия вроде бы созданы. Есть и инфраструктура, и достаточно квалифицированная рабочая сила… А уж льгот в стране даже слишком много. 

фото Mycomoxvalleynow.com

Долги мы осилим


Максим Ермолович удивил публику: в стране действует 12 специальных преференциальных режимов. Даже МВФ скептически взирает на такое количество пряников для бизнеса. И рекомендует постепенно сокращать зоны со специальными налоговыми режимами, ибо эти льготы фонд причисляет к дополнительным бюджетным затратам. Но сегодня, по уверению Максима Ермоловича, «условия для инвестиций есть». 

Видимо, крупный капитал несколько остудили былые родео наших макроэкономических показателей в первой половине 2010-х. Но сегодня экономика прочно вошла в колею стабильности. Нет, некоторые сложности есть. И немаленькие. Наша страна вошла в период высоких выплат по государственному долгу. Но Максим Ермолович заверил: все обязательства будут выполнены, инструментов для рефинансирования задолженности предостаточно. Да и в целом ситуация далека от катастрофической. Представитель Минфина убежден: ситуация под контролем, «есть лимиты, флажки по уровню госдолга, после прохождения которых необходимо его активно снижать». В частности, красной вешкой является уровень задолженности 45% к ВВП. Этого рубежа рискуем достигнуть до конца этого или в начале следующего года. «Но после погашения евробондов госдолг снизится», — успокоил аудиторию Максим Ермолович. 

А вот Сергей Калечиц убежден: насколько быстро выйдет страна на устойчивый экономический рост, зависит от оперативности ответа экономики на сокращение господдержки. «Планировалось, что в результате будет перераспределение ресурсов из неэффективных компаний в эффективные, но бума пока не произошло», — заключил он. Свободных ресурсов хватает, а вот с качественными проектами — проблема. Льготные кредиты постепенно замещаются коммерческими, но процесс протекает не столь динамично, как хотелось бы. Словом, как-то даже возникли сомнения: от западных инвесторов страна жаждет получить прежде всего деньги или перспективные идеи?

Правда, всегда есть надежда на малый и средний бизнес. Да, на Западе он является хребтом и производства, и экономики в целом. Способны ли небольшие компании стать скелетом процветания? Рискну предположить: в том виде, в котором малое и среднее предпринимательство существует сегодня, — навряд ли. Слишком привыкли бизнесмены к определенным тепличным условиям и не очень любят конкуренцию. 

В дискуссии рождается истина


Взять хотя бы исследование ИПМ, в ходе которого опросили менеджеров более 400 компаний. Выкристаллизовывается интересный парадокс: в среде предпринимательства начинают преобладать оптимистичные прогнозы. И между тем многие видят стратегию развития своей фирмы в сокращении активности или удержании ее на существующем уровне. На развитие была нацелена лишь треть предприятий в 2014 году, 24% — в 2016-м и чуть более 22% — в 2017 году. Даже невзирая на общий рост оптимизма. Вроде бы, по всем законам экономики, малый бизнес отличают гибкость и высокая живучесть. Но наши предприниматели слишком подвержены унынию. И как только в экономике начинается замедление, тут же большинство начинают сетовать на притеснение государства. Но стоит доходам пойти вверх, и условия хозяйствования чудесным образом сразу улучшаются. Налицо массовый субъективизм: количество разнообразных льгот и преференций растет, возможность приложить коммерческую жилку увеличивается, а частная инициатива может и не пробудиться. 

В целом же дискуссия на полях семинара подтвердила давно известный тезис: необходимо совершенствовать экономический менталитет. Не только государственному, но и частному сектору. Объективные возможности и перспективы есть. Другое дело, что существует дефицит профессионалов, которые бы их могли эффективно использовать. Причем это касается реального сектора. И частного в том числе. Самое удивительное, что экономические власти уже перестроились под новые парадигмы. Сегодня в целом происходящие в нашей стране процессы уже получают одобрение и МВФ, и Всемирного банка, и других международных и местных экспертов. В основном дискуссии ведутся только по вопросу, насколько стремительно должны происходить изменения. А вот коммерческий сектор далеко не всегда поспевает за новыми реалиями. От того, насколько быстро он сможет реагировать на изменения, и будет зависеть, проскочит страна ловушку ростового замедления или нет. Впрочем, по своей ментальности белорусы обычно долго запрягают, но потом шустро разгоняются. 

volchkovvv@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter