Как избежать ловушки для нанимателя? О замещении работницы, находящейся в социальном отпуске

Можно ли заключить контракт с работницей, принятой на работу на период нахождения основной работницы — главного бухгалтера в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет?

Можно ли заключить контракт с работницей, принятой на работу на период нахождения основной работницы — главного бухгалтера , так как она должна провести бухгалтерскую экспертизу?
Ольга, Могилев

Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года № 29 “О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины” предоставил нанимателям право заключать с работниками контракты, являющиеся разновидностью срочного трудового договора. Контракты могут заключаться с любым гражданином, принимаемым на работу по договоренности между ним и нанимателем.
Предоставленное указанным декретом право заключения контрактов может быть реализовано нанимателями и при приеме работницы на работу на время отсутствия основной работницы, находящейся в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом по соглашению сторон определяется конкретный срок действия контракта. А он должен быть не менее одного года и не более пяти лет.
Однако следует обратить особое внимание, что при таких обстоятельствах наниматель рискует оказаться в непростой ситуации, в ловушке, из которой выбраться будет очень сложно. Ведь основная работница может в любой момент прервать отпуск по уходу за ребенком либо у нее закончится данный отпуск и она выйдет на работу, а у принятой на ее место работницы срок действия контракта еще не истек.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) за основной работницей на время социального отпуска сохраняется прежняя работа, а в случаях, предусмотренных коллективным договором или соглашением, — заработная плата. Поэтому наниматель обязан предоставить ей прежнюю работу главного бухгалтера. Но это место работы занято, и уволить замещающую работницу в связи с истечением срока контракта невозможно. Ведь срок действия контракта еще не истек! Ситуация может осложниться еще больше, если замещающая работница также уйдет в отпуск по беременности и родам, а затем — в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Получится безвыходная ситуация. За двумя работницами сохраняется одно рабочее место главного бухгалтера, а работать некому, потому что они обе находятся в отпуске по уходу за ребенком.
Чтобы наниматель не попал в эту правовую ловушку, целесообразно с замещающей работницей заключать не контракт, а обычный срочный трудовой договор. Следует напомнить, что согласно статье 18 ТК такой договор заключается только в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается нанимателем и работницей. Один экземпляр хранится у нанимателя, а другой передается работнице. Примерная форма трудового договора утверждена постановлением Министерства труда Республики Беларусь от
27 декабря 1999 года № 155.
Очень важно, что в трудовом договоре и приказе или распоряжении конкретный срок трудового договора не оговаривается, а указывается его окончание — по день, предшествующий дню выхода основного работника на работу из отпуска по уходу за ребенком. В этом случае проблем с увольнением замещающей работницы не будет. Даже если она пожелает уйти в отпуск по беременности и родам или социальный отпуск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter