Как из молока делают деньги?

Запросто — скажет вам сведущий человек: корову подоил, молоко продал, деньги получил — вот и вся «арифметика». Теоретически верно, а практически?
Запросто — скажет вам сведущий человек: корову подоил, молоко продал, деньги получил — вот и вся «арифметика». Теоретически верно, а практически? Такая задачка далеко не каждому сельчанину по силам, особенно если сдача молока государству связана с определенными трудностями. Чтобы их не было, Каменский сельский совет Лепельского района решил людям помочь...

Кто в деревне бог, царь и начальник? Говорят, председатель колхоза. Вам нужна машина привезти дрова — идете к нему. Заменить семена, выписать мяса на свадьбу или похороны, заготовить на зиму сено — опять же топаете к «всевышнему». Потребуется ночью доставить больного в райцентр: «Михалыч, выручай!» Да мало ли чего...

Можно сказать, вся деревенская власть в руках этого человека. А председатель сельсовета, полномочный представитель местной власти — что он может? Он может многое, но ему не под силу то, что реально для председателя колхоза. Поэтому люди чаще обращаются к одному и совсем редко (разве что справку взять) к другому.

— Не согласен с таким мнением, — возражает мне председатель Каменского сельсовета Лепельского района Николай Синицын. — К нам люди приходят не только за справками. Мы можем многое: заготовить и доставить дрова, распилить их, поколоть, обработать приусадебный участок, заготовить корма для скота, отремонтировать дом, забор и т.д. А в прошлом году организовали закупку молока у населения. Теперь не колхоз рассчитывается с людьми за сданную продукцию, а КУП «Каменьагросервис», созданный при нашем сельском Совете.

Раньше ведь как было? Получает колхоз деньги от молокозавода и сразу находит им применение — отдает на зарплату, покупает горючее, запчасти, рассчитывается с долгами. А молокосдатчики месяцами ждут расчета не дождутся. Некоторые стали сбывать коров: зачем их держать, если прибыли не дают? Решение этой проблемы взял на себя сельсовет — закупил лошадей, телеги, молочные фляги. Быстро нашлись и молокосборщики.

С одной из них — Еленой Понизовец — мы беседуем в деревне Староселье.

— Сейчас ежедневно я собираю по 12 фляг молока, в каждой по 40 литров. Год назад больше 9 фляг не выходило. КУП «Каменьагросервис» рассчитывается с молокосдатчиками через каждые 10 дней. Люди поняли выгоду и стараются побольше сдавать молока государству. По 40 — 60 литров в день сдают Галина Лобкис, Людмила Подгол, Татьяна Дроздова, Дмитрий Красник и другие. Они держат по две–три коровы.

Разговор продолжил председатель сельсовета Николай Синицын:

— Каждый четвертый двор (а их у нас более тысячи) имеет корову, а некоторые — по две, три и более. В прошлом году мы закупили у населения 827 тонн молока, по 1.912 килограммов от коровы. Теперь рассчитываем принять не менее 1 тысячи тонн (в расчете на корову выйдет по 2 тысячи килограммов). По сравнению с тем периодом, когда колхоз занимался заготовками молока, сдача его возросла на 50 процентов.

В ведомостях, где значится не одна сотня молокосдатчиков, против фамилий я обнаружил суммы денег, начисленные за последние 10 дней, — 50, 70, 120 тысяч. А вот самая крупная выдача — 221 тысяча. Столько денег получила Таисия Даниленко, проживающая в деревне Заборовье. Повторю, за 10 дней. А за месяц у нее набегает более 600 тысяч рублей. Не каждый заработает такие деньги в городе, не говоря уже о деревне. Кстати, на прополке свеклы, где работает сейчас Таисия Викторовна, не получается и трети того, что она имеет от своих коров.

— Их у меня три, — рассказывает Даниленко. — Больше всех дает молока Сорока — 25 литров в день. Она доится седьмой год. От остальных получаю по 12 — 15 литров, они еще молодые, не раздоились. За день надаиваю 6 ведер молока: одно — себе, пять — государству.

— Как же вы управляетесь с таким стадом? Да еще наравне со всеми ходите на работу в колхоз?

— Помогает вся семья. Муж Валерий Иванович (работает полеводом) и сын Саша (он и шофер, и тракторист) заготавливают сейчас сено. Дочь Вероника (перешла в девятый класс) доит наравне со мной. Еще одна дочь Майя (учится в Полоцке на строителя) приезжает на каникулы и в выходные дни, помогает мне во всем. Так что управляемся. Слава Богу, здоровье не подводит. Тяжело, правда, но если хочешь иметь хорошие деньги — надо много работать.

Для сравнения я спросил у председателя СПК «Черейщина» Олега Александровича Лещинского, сколько зарабатывают колхозные доярки. Оказывается, лишь по 180 тысяч рублей в зимние месяцы и по 280 — 360 — в летние (за каждой закреплено по 50 коров). В общем–то деньги для деревни немалые, но и небольшие. Таисия Викторовна от своих трех коров имеет в два раза больше!

Восклицательный знак ставлю не случайно — чтобы на этот факт обратили внимание «знатоки» деревни, которые не прочь порассуждать о том, что люди там живут плохо, от безысходности спиваются. Кто спорит — есть и такие. Вот и страшная история из Круглянского района тому подтверждение! Но все же кто хочет хорошо жить, тот должен и много работать.

А как же иначе?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter