Как инвалиду из деревни добраться в райцентр

Сейчас пандусы пологие, с устойчивыми перилами, соответствуют требованиям международных стандартов. Время от времени встречаешь в подземных переходах и в учреждениях автоматические подъемники, все более широкое распространение получает служба социального такси.

В последнее время в стране делается многое для создания безбарьерной среды: организации обзавелись пандусами, да не такими, как в советские времена, когда, спускаясь по нему, человек в инвалидной коляске рисковал свернуть себе шею.

Сейчас пандусы пологие, с устойчивыми перилами, соответствуют требованиям международных стандартов. Время от времени встречаешь в подземных переходах и в учреждениях автоматические подъемники, все более широкое распространение получает служба социального такси.

Но достаточно ли этого? Думаю, многие помнят сравнительно недавнюю историю, когда паралимпийскую чемпионку Людмилу Волчек не пустили в ночной клуб из-за ее инвалидной коляски. Кто поручится, что эта история не повторится в другом месте и с другими людьми?

Вообще, любой человек, обладающий сравнительно неплохим зрением и слухом, имея обе руки и ноги, вряд ли может до конца осознать, насколько сложно инвалиду совершать простейшие действия, которые не вызывают у других никаких трудностей. Обычный поход в магазин сопряжен с огромным числом неудобств. А если инвалиду из сельской местности нужно, к примеру, добраться в райцентр? А ведь каждый человек, независимо от своего физического состояния, желает не зависеть от других, иметь возможность учиться и работать. Одним из выходов из ситуации стало бы развитие дистанционных форм обучения, возможность использования Интернета, введение онлайн-консультаций преподавателей вузов. Такая возможность получения образования была бы особенно интересна и удобна для людей с инвалидностью, проживающих на селе.

У людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата другая проблема: здания в основном не оборудованы для их свободного передвижения. Немалая часть учебных корпусов построена более 40—50 лет назад, когда о правах людей с инвалидностью мало задумывались. Безусловно, сейчас ведется реконструкция зданий, помещения оборудуются поручнями, лифтами, пандусами. Однако говорить о повсеместно созданной безбарьерной среде преждевременно.

Не всегда выручает и социальное такси. Кое-где, правда, не во всех регионах, оно предусматривает доставку инвалидов к месту учебы, но не более двух раз в неделю. А этого недостаточно для полноценного обучения. Также за рамками этой нормы остаются люди с инвалидностью, например, 2-й группы, не колясочники, но имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата.

Есть вопросы и по соответствию требованиям безбарьерной среды обычных жилых домов. Об этом не так давно говорила министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина на коллегии своего ведомства. Например, в последнее время все больше строится домов с лифтами на втором этаже — это создает препятствия, часто непреодолимые, для инвалидов-колясочников и ощутимые неудобства для больных людей, стариков, женщин с малолетними детьми.

Все эти проблемы затрагивают огромное число людей. Ведь в Беларуси на учете в органах по труду, занятости и соцзащите состоят 532 тысячи инвалидов, в том числе 28 тысяч детей в возрасте до 18 лет. К счастью, подвижки в сфере защиты их прав все же есть. Сейчас в Беларуси разрабатывается концепция Государственной программы социальной интеграции инвалидов на 2016—2020 годы. Она должна охватить все сферы: здравоохранение, образование, занятость, соцзащиту, информацию, культуру, спорт и другие. Такой подход, считают специалисты, позволит создать единую цепочку доступности объектов социальной инфраструктуры с учетом всех возможных особенностей инвалидов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter