Как идею переплавить в успех?

Сегодня БМЗ поставляет свою продукцию более чем в 50 стран мира

Формально это было общественное обсуждение работы, допущенной для участия в конкурсе на соискание Государственной премии Республики Беларусь 2006 года в области науки и техники.

Но встреча коллег и партнеров, состоявшаяся в НАН Беларуси, вылилась буквально в научно-практическую конференцию, одинаково полезную для ученых и производственников. Героями дня были генеральный директор ПО «Белорусский металлургический завод» Николай Андрианов, начальник цеха БМЗ Николай Анелькин, технический директор — главный инженер предприятия Виктор Маточкин и выдвинутая коллективом работа «Система сквозной наукоемкой технологии, обеспечивающей массовое производство высокорентабельной высокоуглеродистой катанки на стане 150 РУП «Белорусский металлургический завод». 

То, что удалось металлургам, – это яркий пример того, как при разумной организации дела богатый интеллектуальный потенциал можно превращать в потенциал экономический. Внедрение научных работ, выросших из глубоких теоретических изысканий отечественных ученых и защищенных 24 патентами, в сочетании с грамотными организационными мерами поддержки проекта реконструкции позволило всего за четыре года увеличить объемы производимой продукции в три раза! При этом столь впечатляющий эффект был достигнут главным образом за счет перехода на выпуск более качественного наукоемкого товара, который ценится гораздо выше. 

Обновление помогло завоевать также новые рынки, и сегодня наш металлургический гигант, занимающий среди предприятий Минпрома первое место по объему производства и имеющий удельную долю экспорта более 85 процентов, поставляет свою продукцию более чем в 50 стран мира. Ее высочайшее качество подтверждают 32 сертификата ведущих стран-потребителей металлопроката. Продукция завода поставляется таким мировым лидерам, как «Континенталь», «Гудиер», «Мишлен», «Пирелли», «Данлоп», «Амтел», «АК Сибур» и другие. 

— Нам «заказывает музыку» основной потребитель – шинная промышленность, которая предъявляет все более высокие требования к качеству металлокорда для армирования автомобильных покрышек, а потому мы вынуждены постоянно совершенствовать технологию, — говорит Виктор Маточкин. – За последние несколько лет удалось вдвое повысить прочность металлокорда и при этом существенно уменьшить его массу. С 2003 года было освоено более 50 новых видов метизной продукции из катанки (заготовки для производства проволоки) собственного производства. На этот прорыв новыми контрактами с нами быстро отреагировали основные производители автомобильной резины, и очень показательно, что белорусский сверхвысокопрочный металлокорд теперь используется в шинах для спортивных машин. Без серьезного финансирования инновационных проектов, на которые у предприятия уходит 15 процентов затрат, без сотрудничества с исследовательскими центрами страны, имеющими отношение к металлургии, без внедрения научных разработок на всех этапах превращения металла в готовую продукцию добиться этого было бы невозможно. Быть на уровне требований времени нам очень помогает сотрудничество с Физико-техническим институтом и Институтом тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова НАН Беларуси, Белорусским национальным техническим университетом, Гомельским государственным техническим университетом имени П.О. Сухого и  другими организациями. 

Многое из того, что на БМЗ прижилось в цехах по производству катанки и металлокорда, было применено впервые в мировой или европейской практике. Например, так оригинально, дешево и просто решать проблему выплавки стали со строго заданными свойствами, используя в качестве сырья очень неоднородный металлолом, не удавалось еще никому. В результате экономится и газ, и электроэнергия, и необходимый для технологии кислород, и легирующие добавки, а сталь получается великолепного качества, с отклонением содержания элементов всего лишь 0,02 процента, то есть соответствующая самым строгим стандартам. 

Оригинальные технологии, защищенные патентами Беларуси, России, Украины и европейских стран, были использованы также при разработке совершенно новых режимов охлаждения катанки, ее обкатки, калибровки, избавления от окалины, повышения стойкости инструмента. Творческие находки помогли также усовершенствовать управление уникальным прокатным станом так, что его производительность увеличилась втрое, причем без ущерба для качества металла и сохранности самого оборудования. Многие технологические идеи, опробованные в цехах по выпуску катанки и корда, оказались востребованными и другими подразделениями производственного объединения, что еще больше увеличило благотворный эффект науки, помогло успешно парировать такие удары судьбы, как повышение цен на электроэнергию, газ, металл и другое сырье. 

Интересно, что когда на заводе брались за новое дело, то поначалу бесхитростно решили по дружбе перенять лучший зарубежный опыт, а потому отправились на экскурсию к своим знаменитым партнерам на другой край света. Встретили их очень хорошо. Однако дальше автотранспортного цеха не пустили. Что, возможно, было и к лучшему, так как теперь у них весь технологический цикл построен на отечественных ноу-хау, за которые не надо расплачиваться долгие годы. И уже у них хотят купить лицензии за большие деньги. Но в Жлобине даже не торгуются, справедливо рассуждая: зачем плодить конкурентов, которые завтра будут перехватывать у тебя заказы? 

Ведь гонка за качеством продолжается. И сегодня, например, шинники ведущих фирм ставят перед белорусскими металлургами задачу, еще вчера для них немыслимую, – обеспечить пробег в 150 тысяч километров, и даже добиться того, чтобы автомобиль мог проехать на спущенных колесах 300 километров со скоростью 80 километров в час! Как заверяют специалисты жлобинского предприятия, металлокорд, который способен будет выдержать такую серьезную трепку, они создадут уже через год. 

Не менее интересна и задача, которую поставили специалисты «Белшины» — обеспечить отечественным металлокордом производство «обуви» для БелАЗов грузоподъемностью до 190 тонн. Сегодня корд, способный достаточно долго выдерживать столь чудовищный вес, закупается за рубежом. Но вечно так продолжаться не может. И хотя о предстоящей работе металлурги говорят с опаской, они за нее берутся. Ведь на конечный результат вместе с инженерами и конструкторами предприятия будет работать вся наука, которая уже доказала, что неразрешимых для нее проблем в этой области металлургии нет. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter