Как готовимся, так и играем

Евгений  Шунтов  зрит  в  корень  проблем  белорусской  игры  № 1

Неудачи отечественных  клубов на европейской арене обнажили проблему, о которой если и говорили прежде, то только в кругу специалистов. Увлеченные размахом повсеместного строительства футбольной инфраструктуры, мы оказались в плену иллюзий, будто теперь уж Беларусь пойдет в гору. Оказалось, есть еще одна составляющая игры № 1, без которой она не сможет развиваться. Об этом и поведал читателям «Р» почетный председатель ассоциации «Белорусская федерация футбола» заслуженный тренер Беларуси Евгений ШУНТОВ. 

Кто  сегодня  похож  на  Зарембо?

— Почему не растет мастерство игроков? Думаю, что в последние годы мы увлеклись разговорами вокруг футбола: организация соревнований, зарплата, база — все, вплоть до личной жизни тренеров и их подопечных. Но все это вторично.   Мастерство же игроков  формируется так называемой инженерной частью подготовки. Она, к сожалению, ушла в тень. Наставники превратились в оргработников и до 80 процентов усилий направляют на решение не прямых задач, а косвенных.

Футбол немыслим без хорошего развития атлетов, их функциональных возможностей, общей и скоростной выносливости. К примеру, 24 августа столичное «Динамо» дома принимало в еврокубке  словацкую «Артмедиа» (2:3) (на снимке). Соперник не превосходил белорусов в классе. Однако минчане уступили потому, что не смогли ничего противопоставить более быстрому и объемному командному движению словаков. В конце встречи гости все делали чуточку быстрее и точнее. И этого оказалось достаточно, чтобы одержать викторию, в том числе и по сумме двух матчей.

В современном футболе многие команды умеют играть, но постоянно побеждать могут далеко не все. Для этого необходимо сбалансировать компоненты игры. А о каком балансе можно вести речь, если не хватает базовой функциональной подготовки? Недостаточный атлетизм, в свою очередь, приводит к проигрышу в микродуэлях и влечет за собой такой негатив, как грязная, не по правилам игра. Вспомните, было ли подобное в поединках с участием минского «Динамо» чемпионского образца или когда блистали Ремин, Савостиков, Зарембо? Все они были настоящими мужчинами. У нынешнего поколения футболистов рыцарских достоинств, к сожалению, маловато. И это не их вина, а скорее беда, потому что готовили их, увы, не совсем квалифицированные специалисты.

Нужно не изобретать велосипед, а вернуться к проверенной практике, когда тренеры ведущих команд Союза защищали свои планы подготовки к сезону. Тогда мы серьезно относились к планированию учебно-тренировочной работы, а функциональные возможности  игроков никогда не подвергались сомнению. Атлетизм и скоростная выносливость всегда были козырными картами команд и приносили им успех на международной арене.

В новых реалиях роль координатора данного направления работы должна взять на себя Белорусская федерация футбола, наиболее опытные специалисты которой могли бы знакомиться с планами подготовки ведущих клубов в канун сезона и оказывать им методическую помощь. Пока, даже на основе беглого знакомства с тем, как они готовятся на зарубежных базах, ясно, что порядка здесь мало. Где это видано, чтобы вместо плодотворной работы над закладыванием фундамента функциональных возможностей футболисты играли по 8 — 10 контрольных матчей на 20-дневных сборах?!

Как готовимся, так потом и играем — это аксиома. При анализе причин неудач говорим о чем угодно. Но упорно не хотим замечать главного — отечественные команды не в состоянии вести упорную, силовую борьбу на протяжении всего поединка. Тут-то и возникает сакраментальный вопрос, почему наши профессионалы, которые, в отличие от своих отцов-предшественников, имеют в трудовых книжках соответствующую запись о профпринадлежности, некачественно выполняют свои обязанности? До первопричины докапываться нет смысла. Либо они хотят вырасти в мастеров, но что-то «подводное» им мешает, либо случайно попали в футбол и неспособны добиться большего. Определить это обязаны тренеры, которым, с одной стороны, дано право готовить игроков, а с другой — вовремя определить потенциал исполнителей. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть: оргвопросы футбола могут решать руководители клубов, городов, регионов, и даже страны. И они решаются. Ведущим командам созданы условия, о которых 15—20 лет назад можно было только мечтать. Стадионы в Гомеле, Витебске, Бресте, Гродно соответствуют международным стандартам, появляются поля с искусственным покрытием и подогревом, совершенствуется клубная инфраструктура, повышается уровень медицинского контроля и научного обеспечения. Все это очевидно и не требует комментариев.

Классный  тренер —  товар  штучный

В тени лишь та самая инженерная часть, без реализации которой  не сделаем и шага вперед. Если футболист не в состоянии пробежать стометровку быстрее 12 секунд, никаким повышением зарплаты этого от него не добьешься. Где мы остановились? В той части, которая называется учебно-тренировочная работа и совершенствование спортивного мастерства. Предела ему, как известно, нет. Есть определенные навыки, сила ног и мышления, но это совсем не означает, что их не надо развивать далее. Когда мы говорим о тренировочном процессе, надо помнить о двух моментах. Во-первых, с тренировки футболист обязан уходить уставшим, потому что только на фоне усталости приобретаются качества для поступательного развития организма. Во-вторых, нагрузка должна припадать не только на мышцы, но и на головной мозг. Каждое упражнение надо выполнять не механически, а сознательно, через понимание его сути и назначения. 

Еще в бытность наставником детско-юношеской школы подметил такую деталь: как только упражнение повторяется, скажем, в 5—10-й раз, оно становится механически заученным, а футболисты выполняют его, образно говоря, на автопилоте. Поэтому творческая лаборатория ищущего специалиста нацелена на постоянный поиск и новации. Упражнения варьируют и видоизменяют, а порой изобретают новые, чтобы не позволить спортсменам превратиться в роботов, заставляя их действовать как ногами, так и головой. В противном случае у игроков вырабатывается динамический стереотип, и они через какой-то промежуток времени теряют способность воспринимать тактические науки. Постигнув эту истину, тренер, естественно, будет готовиться к очередному занятию не полчаса.

Выступления наших клубов в еврокубках убедили, что ахиллесова пята отечественного футбола — не в его материальной базе, а в слабой инженерной части. Мне могут возразить,  дескать, только воспитал игрока, а он уже улетел на легионерские хлеба. Да в том-то и дело, что уже несколько лет большой «эмиграции» не наблюдается, а из тех, кто покинул родные пенаты, погоду делают Глеб да еще полдесятка футболистов, доросших до уровня сборной. Какой уж тут отток талантов?

Или еще пример — Белькевич и Хацкевич. В минском «Динамо» они были хорошими игроками, но выдающимися, по белорусским меркам, стали, перебравшись в Киев, под опеку прекрасного наставника Лобановского. Он твердо знал, кого приглашать в свою команду, а уж затем обязательно добивался и результата, и поставленной цели. Тогда Белькевич и Хацкевич приезжали под знамена белорусской сборной в совершенно ином качестве — лидеров. От такого сотрудничества отечественный футбол только выигрывает. Однако подобных примеров в нашей практике раз-два и обчелся.

Классный тренер, таким образом, это штучный товар. Его, как и  футболиста, нужно тщательно растить и готовить. Руководители  клубов эту проблему решают проще, но эффективней ли? Для быстрого  результата они идут по пути приглашения зарубежных, в частности российских, специалистов. А что получается на практике? Приход нового тренера порождает в команде так называемый латентный период, когда у игроков наступает эмоциональный всплеск, и он приносит успех, но только, подчеркну, локальный, на небольшом этапе. Роста же мастерства футболистов и коллектива в целом подобная практика, как правило, не приносит. Отсюда вывод: в наших реалиях приглашение иностранных наставников — не панацея. Гораздо более эффективным видится путь подготовки доморощенных специалистов. И это очень серьезная задача.

Бобруйск  без  большого  футбола?…

Не могу не затронуть еще одну тему: желание руководителей белорусского футбола раздвинуть сроки проведения чемпионата в высшей лиге. Оно похвально. И не только по причине появления в стране полей с искусственным покрытием и подогревом, но еще и потому, что, согласно общепринятой мировой практике, футболисты за сезон должны проводить не по 25—30 официальных матчей, а не менее 45—50. Был и остаюсь приверженцем двухкругового полноформатного турнира с участием 16 команд. Условия, в том числе и гарантия государственной поддержки, согласно указу Президента, всем будут обеспечены. Стартовать в сезоне можно в 3-й декаде марта, а финишировать — в конце ноября. При этом выдержим календарь с недельным циклом, розыгрыш Кубка страны в двухматчевом формате, начиная, скажем, с 1/8 финала. Обязаны, считаю, вернуться и к проведению суперкубка, в котором сойдутся чемпион и обладатель Кубка Беларуси. Этот поединок поможет поставить эффектную точку в сезоне.

Не следует опасаться изменений в регламенте. Сами его писали,  если того требует ситуация, внесем и поправки. Зачем искусственно сокращать лигу, а потом изобретать сложную систему проведения чемпионата, чтобы клубы проводили за сезон искомые 40—45 официальных матча? Зачем лишать самобытные коллективы, такие, к примеру, как  «Белшина», господдержки, «опуская» их в первую лигу? Ведь для Бобруйска футбол — главное зрелище для масс. Плюс ко всему город этот футбольный: сюда в минувшие годы привозили и Кубок страны, и золото чемпионата.

Параллельно с турниром дублирующих составов вырисовывается стройная система первенства Беларуси. Намеренно затрагиваю тему дублеров! Два года назад в основе столичного «Динамо» появились  юноши-резервисты Ковель и Кисляк и сразу стали вровень с  лидерами. Как это следует воспринимать? Либо ребята очень одаренны, или уровень мастерства основы крайне низок. Но удивительно и иное. Проходит год-другой, а молодые таланты не только не прибавляют в мастерстве, а даже, похоже, регрессируют. Причину такой метаморфозы надо искать опять же в инженерной службе, которая в этом клубе в последние годы меняется как перчатки. Никому из специалистов нет дела до индивидуальной работы с молодежью, поэтому она и остановилась в профессиональном росте.

Итак, для инженеров футбольной отрасли страны наступает час икс. Предстоит переосмыслить наработанное за годы суверенной  истории футбола. И провести работу над ошибками.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter