Почему возникают лживые новости

Как фейк утку убил

Когда-то давно жила-была утка. Газетная утка. Когда вы в последний раз слышали эти слова? Утку убил фейк. Почти то же самое — выдумка, шутка, ложь. И не просто ложь, а предназначенная для массового распространения и потребления. То же, но не совсем. Разница не только терминологическая.


Газетная утка была медлительна и летала недалеко. Фейк, порождение цифрового века, огибает земной шар со скоростью света. Его информационный эффект — чаще и, как правило, дезинформационный — в миллионы раз сильнее. Еще минуту назад вы не знали, что вас ждет. И вдруг бац — Земля вот-вот налетит на небесную ось. Дело сделано. Мир в панике, все бегут прятаться. Чего автор воображаемого фейка и добивался. 

Хорошо бы утешаться, что противоядием могут быть образованность, информированность, эрудиция. Так нет же! Сотня лет минула с тех пор, как темная домработница из романа М.Булгакова озвучила «новость» про небесную ось. Но мы, вооруженные компьютерами, сплошь образованные и эрудированные, продолжаем потреблять новости такого же качества и достоверности. Образованность мало поменяла психологию человека и его склонность клевать на слухи, сведения сомнительные и явно лживые. 

Это раньше право на подачу информации и ее интерпретацию нужно было заслужить. Выучиться, допустим, на журналиста или политолога, познать законы жанров, освоить этические нормы, осознать ответственность. Сейчас достаточно назваться блогером. Блогер новостей не производит и мысли обычно не генерирует. Чужие транслировать? Какой смысл! Нужно свое! Хорошо продается что-то высосанное из пальца, бьющее по воображению. 

Монетизацией фейков заняты целые сайты, которые легко отличить по заголовкам. Например: «Весь мир онемел, когда увидел, что сделала со своими ногами…» (вставьте имя публичной персоны). Или: «Вы не поверите, когда узнаете, кого нашли рядом с телом Сергея Бодрова». Вам известно, конечно, что не найден никто из съемочной группы, которую в 2007 году похоронил селевой поток. Но если пройдете дальше по ссылке, то посетите еще несколько источников, увидите много рекламы, а в конце обнаружите… амулет, который «только сегодня отдается бесплатно и будет притягивать к вам деньги». 

Выражение fake news впервые прозвучало в американской прессе еще в XIX веке. Считается, что реинкарнацию термина президент США Дональд Трамп произвел в 2017 году, когда, опровергая «российский след» в своей избирательной кампании, более 400 раз употребил его в публичных выступлениях. Фейк-ньюс — мощное электоральное оружие.

Это и доказывает, сколь пагубны могут быть последствия фейков. Когда целый год трясло политический Олимп крупнейшей экономики мира, афтершоки расходились по всему глобусу. Многим досталось. Отголоски и сейчас слышны. 

В глобальном масштабе мы не можем этому противостоять — как потеплению климата. Да и не сказать, что общемировая напасть критически сказывается на нас. Пока проявляется изредка, неопасно, скорее неприятно. Как, например, фейк о задержании бывшего министра МВД в связи с «сахарным делом». Сами придумали, выждали, насладились цитированием (в СМИ непервостатейных), сами опровергли. Или свежий: сообщение российского телеканала, за которое пришлось извиняться, о смерти в нашей стране от коронавируса. Справедливости ради: в тот же день было зафиксировано более 9,5 тыс. фейковых сообщений о массовом заражении коронавирусом в Москве. Целью атаки через соцсети и мессенджеры являлась самая восприимчивая женская аудитория. Пострадали не только мы. Несколько распространителей уже задержано, Общественная палата РФ думает, как нейтрализовать потоки фейков. Поэтому в масштабе неглобальном, но в пределах своей страны мы также можем и должны что-то делать. «Бумажная» газета была, по определению В.Ленина, не только коллективным пропагандистом и коллективным агитатором, но также и коллективным организатором. К сетевым источникам это тем более применимо.

Целенаправленное срежиссированное воздействие на массы через сетевые фейки уже доказало свою эффективность во время «разноцветных» революций вблизи наших границ и не только. Но как относительно новое средство воздействия оно, возможно, еще не проявило себя в полную силу. Когда и если проявит, может быть поздно. Надо действовать на опережение. Поэтому намерение поставить законодательный заслон непроверенной и противоправной информации, о котором сказал, в частности, глава Министерства информации Александр Карлюкевич, видится весьма своевременным. Утку в новом обличье, возможно, не убьем, но подрезать ей крылья в наших силах и в наших интересах. 

ponomarev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter