Простой добрый спектакль «Дядюшка Ау» идет для малышей в Белорусском государственном театре кукол

Как дядюшка Ау стал птицей

По утрам простой добрый спектакль «Дядюшка Ау» идет для малышей в Белорусском государственном театре кукол. По вечерам там же можно посмотреть непростую мудрую комедию древнегреческого Аристофана «Птицы» для взрослых. 


В детском спектакле действуют куклы и предметы из тряпок и картона. Артистов не видно. Они скрыты в «черном кабинете», и потому на сцене темновато. Во взрослом спектакле кукол нет. Свои роли играют артисты и предметы. Много света и музыки.

Наш театр таким образом радует не только размахом талантливых произведений, но и всем алфавитом многовековой кукольной истории — от «А» до «Я». Можно с детьми по-кукольному в куклы поиграть. Можно со взрослыми прочитать кукольные птичьи истории как социальные утопии, сатиру, угрозу цивилизации, гимн любви к жизни, фантастическую мечту об идеальном.

Театры кукол, используя неодушевленные предметы, давно сделали их похожими на живых существ. Одушевили, вдохнули душу и заодно наделили всеми чертами живых людей. Персонаж Платочек в руках артиста становится добрым и капризным, надежным и обидчивым. А всего-то кусочек материи!

Между куклой и человеком существует таинственная связь. Ее используют не только профессиональные кукольники, но и врачи, педагоги, потому что кукла — посредник между ребенком и взрослым. Через простое можно рассказать о сложном. Через сложное о простом.

В «Дядюшке Ау» молодого режиссера Светланы Бень, известной певицы, кукольницы, клоунессы, использованы традиции французских эстрадных артистов. Рядом с почти магазинным пупсом Риммой, ленивым пушистым котом и лохматым лесным «пугальщиком» — дядюшкой Ау оживают растения, домики, книги, портреты предков и другие предметы. 

Светлана Бень

В «Птицах» режиссер Алексей Лелявский дает возможность актерам показать свой драматический талант вживую, не прятаться за куклу. Это и понятно. Иначе как разобрать и донести до зрителя философский текст мудреца Аристофана? Он, видите ли, придумал построить между небом и землей город птиц. Город без политики, налогов и денег, где жизнь протекает как праздник. Надо было еще преодолеть трудности перевода, в котором есть тяжко воспринимаемые анапест, амфибрахий и алкеева строфа. Режиссер где-то отыскал прозаический текст, близкий к современной лексике. 

Алексей Лелявский

В детском спектакле нашего театра известный писатель Эдуард Успенский получил соавтора в лице Светланы Бень. Во взрослом спектакле Алексей Лелявский не захотел подставить плечо Аристофану, хотя и авторски переводил его на язык театра кукол.

Что объединяет две свежие премьеры театра? Думаю, что прежде всего превращение магической реальности мира в видимое волшебство. Все здесь эстетически красиво и выразительно. Стирается граница между сценой и зрительным залом. Они постоянно общаются. Зрителей втягивают в разговор. Милому и не страшному дядюшке Ау никак никого не удается напугать. Он старается, а зал смеется. Нечаянно у дядюшки появилось вредное прожорливое растение. Пришлось задуматься, как от него избавиться. Неожиданно появляется пластмассовая бутылка с явной принадлежностью к бытовой химии. Дядюшка задумчиво произносит:

— Что это за бутылка?

Смелый мальчишеский голос из зала уверенно выкрикнул:

— Это бутылка водки!

Оказался яд, от которого растение быстро погибло. Но ведь и от водки живое может погибнуть. Маленький непредвиденный урок жизни. 


Малыши смеются над нестрашными ужастиками. Взрослые мысленно откликаются на предложение двух жителей Афин сговориться с птицами и построить волшебное райское государство, дипломатично договорившись с богами.

Детское и взрослое, сказка, миф, фантазия, история тучекукуйской демократии — все это явления одного ряда. Их задача — увести современную жизнь с ее интригами, кляузами, разочарованиями, «непонятками» в мир искусства. Театр кукол сочиняет неправдоподобные истории, считая, что мечты и забавы извлечены из нашей природы, из нашего прошлого, сказок о принцессах, из культа птиц и деревьев.

Оба спектакля дают почувствовать гармонию природы, которая есть во Вселенной. Все земные создания должны быть вместе: платочек, растение, коты, птицы, деревья и Человек.

Чудесный мир радости и смеха, в котором всегда проявляется братство людей, животных, деревьев. Таким миром, по мысли нашего театра кукол, является всемогущая природа.

Кстати, никакая самая совершенная пьеса театру кукол не подходит. Ее необходимо украсить импровизацией. Этим щедро пользуются серьезные режиссеры, опираясь на творческие способности артистов. Они-то уж точно смогут донести до зрителей сложные отношения с помощью не только игры, но и жестов, интонации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter