Священник Максим Козлов: Как достичь благополучия

Как достичь благополучия

В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос говорит Своим последователям: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 25—34).


Как правильно понимать эти слова Спасителя? Неужели Христос призывает к легкомысленному отношению к жизни? Или одобряет праздность?

Великий Отец Церкви святитель Иоанн Златоуст, объясняя эти слова, замечает, что излишнее попечение о самом нужном приносит вред человеку, поскольку оно мешает спасению и удаляет нас от сотворившего, промышляющего и любящего Бога.

Действительно, человек стремится собственными силами достигнуть благополучия в жизни. У него много планов, целей и задач, которые он желает осуществить, реализовать. Несомненно, многопопечительность является существенной чертой характеристики современного человека. Забота о материальном достатке волнует всех людей, ведь совершенно необходимо быть сытым и одетым. Но в то же время, стремясь удовлетворить естественную потребность в питании, одежде, человек не должен забывать и оставлять Бога.

Господь Иисус Христос обращает внимание Своих слушателей на жизнь птиц и цветов. Они не забыты у Бога. Творец помнит о животном и растительном мире, неужели Он не позаботится и о человеке, которого сотворил по Своему Образу и Подобию? Спаситель подчеркивает: «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» Отнюдь не все находится во власти человека. Материальное благосостояние, здоровье, сама жизнь часто утрачиваются не по его воле. Менее чем за один день положение человека в обществе может коренным образом измениться.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «О теле Христос говорит, что при всем твоем попечении ты нисколько не можешь прибавить роста, так точно не можешь снискать пищи, хотя считаешь это возможным. Из этого ясно, что не наше старание, но Божий промысел приводит все в исполнение, хотя бы нам и казалось, что это совершаем мы, так что если Бог оставит нас, то ни попечение, ни забота, ни труд, ничто иное не поможет нам, но все будет тщетно».

Господь призывает нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Этими словами Он расставляет приоритет ценностей для человека. Не надо понимать это требование Спасителя как некое оправдание лени и тунеядства. Работа является важной составляющей в жизни человека. Обязанность трудиться была заповедана еще первозданному человеку в Раю (Быт. 2, 15). Но чрезмерная забота о будущем заслоняет Бога. Поэтому каждый христианин должен осознавать, что первое место в его жизни занимает Господь, а затем уже все остальное.

Известный толкователь Писания блаженный Феофилакт Болгарский полагает следующее: «Царствие Божие есть наслаждение благами: но это наслаждение дается за правду. Итак, кто заботится о духовном, тому по щедроте Божией дается кроме сего и телесное».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter