Как правильно понимать эти слова Спасителя? Неужели Христос призывает к легкомысленному отношению к жизни? Или одобряет праздность?
Великий Отец Церкви святитель Иоанн Златоуст, объясняя эти слова, замечает, что излишнее попечение о самом нужном приносит вред человеку, поскольку оно мешает спасению и удаляет нас от сотворившего, промышляющего и любящего Бога.
Действительно, человек стремится собственными силами достигнуть благополучия в жизни. У него много планов, целей и задач, которые он желает осуществить, реализовать. Несомненно, многопопечительность является существенной чертой характеристики современного человека. Забота о материальном достатке волнует всех людей, ведь совершенно необходимо быть сытым и одетым. Но в то же время, стремясь удовлетворить естественную потребность в питании, одежде, человек не должен забывать и оставлять Бога.
Господь Иисус Христос обращает внимание Своих слушателей на жизнь птиц и цветов. Они не забыты у Бога. Творец помнит о животном и растительном мире, неужели Он не позаботится и о человеке, которого сотворил по Своему Образу и Подобию? Спаситель подчеркивает: «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» Отнюдь не все находится во власти человека. Материальное благосостояние, здоровье, сама жизнь часто утрачиваются не по его воле. Менее чем за один день положение человека в обществе может коренным образом измениться.
Святитель Иоанн Златоуст замечает: «О теле Христос говорит, что при всем твоем попечении ты нисколько не можешь прибавить роста, так точно не можешь снискать пищи, хотя считаешь это возможным. Из этого ясно, что не наше старание, но Божий промысел приводит все в исполнение, хотя бы нам и казалось, что это совершаем мы, так что если Бог оставит нас, то ни попечение, ни забота, ни труд, ничто иное не поможет нам, но все будет тщетно».
Господь призывает нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Этими словами Он расставляет приоритет ценностей для человека. Не надо понимать это требование Спасителя как некое оправдание лени и тунеядства. Работа является важной составляющей в жизни человека. Обязанность трудиться была заповедана еще первозданному человеку в Раю (Быт. 2, 15). Но чрезмерная забота о будущем заслоняет Бога. Поэтому каждый христианин должен осознавать, что первое место в его жизни занимает Господь, а затем уже все остальное.
Известный толкователь Писания блаженный Феофилакт Болгарский полагает следующее: «Царствие Божие есть наслаждение благами: но это наслаждение дается за правду. Итак, кто заботится о духовном, тому по щедроте Божией дается кроме сего и телесное».