Как деревня Доброе планы Карла XII спутала

В первом материале (№ 63 от 8 апреля 2011 года) «БН» рассказала о сражении при Головчине (сейчас — Белыничский район Могилевщины), где король Швеции одержал свою последнюю победу. Спустя месяц он был атакован сам. 30 августа 1708 года стало для Карла XII черной датой: его войско серьезно потрепали русские. И случилось это у деревни Доброе на Мстиславщине.

Результаты боя на мстиславской земле вынудили шведского короля свернуть в Украину

В первом материале (№ 63 от 8 апреля 2011 года) «БН» рассказала о сражении при Головчине (сейчас — Белыничский район Могилевщины), где король Швеции одержал свою последнюю победу. Спустя месяц он был атакован сам. 30 августа 1708 года стало для Карла XII черной датой: его войско серьезно потрепали русские. И случилось это у деревни Доброе на Мстиславщине.

К Смоленску или на юг?

Идея ударить по шведам, медленно, но неуклонно двигавшимся на восток, «созревала» у Петра I давно. Русский царь никак не мог понять, куда пойдет Карл XII: на Москву или в Украину, к гетману Мазепе. Взятый казаками под Смольянами шведский генерал дал полные сведения о войске (30 орудий, конницы 15 полков, пехоты — 12), но «о королевском намерении ничего он подлинно не ведает, для того что король ни с генералами, ни с министрами о том не советует, консилиума ни с кем не имеет, а думает все один, только в разговорах выспрашивает и выслушивает, кто что говорит…». Из данных «языка» Петр сделал правильный вывод: у шведского короля нет точного плана действий, он колеблется, чувствуя, что идти в Россию опасно, куда предпочтительнее — в Украину, где его могли поддержать восставшие казаки. Чтобы отбить у Карла XII всякое желание идти на Москву, русский монарх решил его атаковать, а заодно и поквитаться за поражение у Головчина. Как только шведы показались в окрестностях Мстиславля (еще шаг — и они в России!), князь Михаил Голицын с восемью батальонами пехоты «по груди в воде» перешел речку Черную Наппу (сейчас — Натопу) у деревни Молятичи и обрушился на авангард Карла.

Черная Натопа все помнит. Но помнят ли ее?

— Это теперь деревня Доброе оформилась как легко узнаваемый населенный пункт. Раньше внимание на себя отвлекала соседка — Молятичи. Поэтому сражение, кстати, в западных источниках называется сражением при Молятичах (по шведски — Slaget vid Malatitze), — рассказывает председатель Мушинского сельсовета Ольга Дадыкина. — Река Черная Наппа превратилась в Черную Натопу. Но своего главного «свойства» она не утратила: как и в те далекие годы ее воды темны из-за залежей торфа.

Я довольно скоро нашел место, очень похожее на переправу русских через Черную Натопу. Тут берега песчаные — в других местах песка намного меньше: уж не те ли это «пяски», о которых говорит «Журнал баталий» Петра I? Радость открытия, однако, омрачило отсутствие даже малейшей информации о событиях, которые происходили в здешних краях более трех веков назад. Кстати, в Бельгии, например, путь Наполеона к Ватерлоо отмечен очень подробно: здесь императорские войска свернули туда, а тут переправились такого-то числа… Бельгийцы старались достигнуть «эффекта присутствия», ощущения незримой причастности к событиям прошлого. Чем мы хуже? Ведь река стала местом последнего невольного омовения для сотен пересекающих ее русских солдат! Сработать табличку с парой теплых слов об этом факте, приставшем к «биографии» Черной Натопы, незатратно.

На устах у Лейбница и «Короля-Солнца»

В ночь на 30 августа князь Михаил Голицын с помощью проводника из Молятич, перейдя Черную Натопу, незаметно подошел к противнику и обрушился на сторожевой полк колонны Рооса, который собирался расходиться по палаткам. Неожиданное нападение полностью оправдалось — все правое крыло армии Карла было разгромлено, трех полков — как ни бывало. После во фланг шведам ударила конница князя Меньшикова. Отряд Рооса попятился, и неизвестно, чем бы все закончилось, но тут подоспел Карл XII. Голицын и конница, согласно плану, отошли за Черную Натопу. Не сражаться же со всей армией? Перед боем Петр проинструктировал Меньшикова с Голицыным на этот счет очень точно. Карл не мог не понимать, что схема «удар — отход» была приготовлена заранее, но самолюбие и необходимость сохранять престиж вынудили его отозваться о происходящем как об «успешном отбитии нападения». Потери русских войск, по современным данным, составили 1500 человек. Шведы потеряли 6 знамен (явное свидетельство гибели целых частей), 3 пушки. Свою убыль они определили в 1020 человек, но допросы пленных шведов показали — Карл, по своему обыкновению, занизил цифры раза в два, сделав их одним из слагаемых своей «победы».

Петр был очень доволен итогами боя. «Я как начал служить, такого огня и порядочного действия от наших солдат не слыхал и не видал (дай, Боже, и впредь так!)», — писал он своей любимой сестре Екатерине. Царь Петр возложил на князя Михаила Голицына, бывшего только в чине генерал-майора, орден Святого Апостола Андрея Первозванного (награду № 1 России того времени), что стало первым и последним случаем в истории этой боевой святыни. О событиях в окрестностях Доброго узнал даже великий математик Лейбниц, которому русский дипломат Урбих написал: «Если король шведский не сделает этого (не заключит мир. — Авт.), то я опасаюсь, что ни его армия, ни он никогда не возвратятся живыми в Швецию». «Король-Солнце» Людовик XIV спустя месяц после боя у Доброго сказал: «Не знаю, что глубже — недра тамошних болот или низость ума Карла, залезшего в такую даль!» Так что белорусскую деревеньку в XVIII веке знала Европа.

Битва была. А где именно  ее место?

В поле, у проселочной дороги, между Добрым и деревней Мушино (центр сельсовета), сохранилось только место захоронения павших в том бою. Сейчас холм еле-еле выдается над землей, постепенно врастая в почву. Над ним высится самодельный крест. Рядом — валун с надписью: «Миръ праху вашему. 1708» И все! О бое — даже ни полслова. Узнают ли наши предки лет через сто, что означает эта строчка на камне? Даже место не найдут, ведь захоронение солдат (шведских, возможно — и русских тоже) никак не выделено: нет ни затейливой оградки у кургана, ни каплицы, ни щита-указателя. И крест, и камень, установленные, кстати, в 1998-м, — это плод труда бывшего директора Молятичской средней школы Лины Кобозовой. Сейчас Лина Владимировна, живущая в Кричеве, пишет научный труд, посвященный бою у Доброго.

— В году 2003-м сюда приезжала шведская делегация. Несколько ученых Стокгольмского королевского университета, среди которых был человек, чей прапрадед сложил голову 30 августа 1708 года и, кажется, захоронен тут. Они набрали полные бутыли воды из Черной Натопы, несколько килограммов земли, чтобы отвезти с собой в Стокгольм, — Лина Кобозова помнит этот трогательный момент во всех подробностях. — Уезжая, спросили про само место сражения. Что им было ответить? Этот пункт еще ждет своего исследователя.

— Я сама родом из Доброго. Еще девчонкой слышала, как старики говорили: в лесу Каменка был большой бой русских со шведами — когда-то карманы всех местных ребятишек были полны свинцовых пуль, пуговиц, кокард со львами и двуглавыми орлами. Эти слова передавались из поколения в поколение и подтвердились недавно: добывая песок для изготовления стройматериалов, рабочие отыскали неподалеку от Доброго целые груды очень старых человеческих костей — рассказывает Ольга Дадыкина. — Конечно, место боя неплохо бы обозначить, поставить валун или обелиск. Одним словом, создать еще один культурный, возможно, туристический пункт на карте края.

— А как быть в этом смысле с деревней Доброе?

— Там сейчас мало сельчан, живут одни пенсионеры. Увы, но даже остановиться туристам, ноги размять негде. Но пускай Доброе будет символом будущей тропы — мы пригласим любопытных в агрогородок Мушино, что в пяти километрах. Там есть столовая, можно приехавших покормить, библиотека с Интернетом, многофункциональный гарантированный центр по обслуживанию населения, сельский клуб, магазин и школа с ФАПом. В Мушино можно провести беседу, устроить «круглый стол», демонстрацию фото- и киноматериалов, выставку. В общем, пункт для путешественников будет хороший перед Мстиславлем. В этом городе есть «след» той войны, — считает Ольга Евгеньевна.

Стены, помнящие Великого Петра

Районный центр видится автору последним пунктом туристической тропы, которая расскажет о злоключениях Карла XII на мстиславской земле. Сохранилась, например, стена, ограждавшая стоявший тут Тупичевский монастырь, в котором Петр I благодарил Бога за дарованную ему победу при Добром, читая акафист.

Каждый мстиславец знает легенду: в церкви местные жители попросили царя отметить место боя сооружением города, на что последний якобы ответил: «Город строить не будем, зато село тут будет доброе». Отсюда и пошло, мол, Доброе. Жаль, но эта легенда несостоятельна. Село Доброе, как утверждает директор Мстиславского районного историко-археологического музея Владимир Шиленков, известно еще с XV века. Поэтому логичнее всего судить, что Петр пошутил: «Город строить не будем, тут и так село Доброе». Но закавыка вот в чем: местные никак не могли просить царя построить тут город, так как земли принадлежали не России, а Речи Посполитой, союзнику Петра — королю Августу II Сильному. Но современникам легенда понравилась, и они преобразовали ее в тост, выпивая «за село Доброе и половину Лопатина». Дело в том, что половину недалекой от Доброго деревни Лопатино когда-то присоединили к другому населенному пункту, вот мстиславцы и нашли, как шутливо обыграть это событие.

Вместо послесловия

Скорее всего, именно на мстиславской земле Карл XII решил свернуть на юг, к Мазепе. Последний бой на нашей земле, после которого войско Карла XII пришло в Украину, произошел у деревни Раевка на Мстиславщине, а сам король чудом не попал в плен. Сто лет спустя в похожий капкан едва не угодил еще один завоеватель — Наполеон.

Но это уже — другая история.

Денис ТРОФИМЫЧЕВ, «БН»

На снимках: Председатель Мушинского сельсовета Ольга ДАДЫКИНА; Стена бывшего Тупичевского монастыря ; Крест на шведской могиле.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter