Чем живет Слуцкая СДЮШОР, воспитавшая много знаменитых спортсменов?

Как дела, школа?

Михаил Якимович, Антонина Чибангу, Андрей Крайнов, Сергей Каснаускас, Елена Макушкина, Анастасия Прокопенко, Ольга Маслакова... На доске Почета в знаменитой Слуцкой СДЮШОР сорок восемь известных спортсменов прошлого и настоящего. Но сотрудники школы говорят, что было бы неплохо эту самую доску еще расширить дополнительными 20 — 30 секциями, ведь всех достойных воспитанников пока на ней нет. Отсутствуют, например, фото Юрия Шевцова, Анастасии Мирончик–Ивановой, Татьяны Шевчик... Если бы кто–то собрал и переплавил все медали и кубки, завоеванные выросшими в этой школе спортсменами, то вполне можно было бы отлить скульптуру размером со статую Свободы.

Главным образом Слуцкая СДЮШОР славится своим отделением гандбола.


Сделано с любовью


Надо сказать, что за последние годы Слуцкая СДЮШОР, развивающая гандбол, легкую атлетику, плавание и художественную гимнастику, приосанилась в инфраструктурном смысле. В спортивном зале поменяли вздыбившийся было пол, в бассейне установили новые витражи, благодаря чему теперь температура там не опускается ниже предписываемой нормы, провели капитальный ремонт в душевых и раздевалках, заменили трубы, двери... Определенные проблемы, впрочем, остаются. Скажем, не помешало бы обновить уличную площадку для гандболистов, на которой уложена старая резина, ставшая ненужной после реконструкции городского стадиона. Улучшить вид стен и потолка в бассейне. Заняться тренажерным залом и беговой дорожкой на балконе спортивного зала... По словам директора школы Александра Пантелеева, база для занятий легкой атлетикой беспокоит его больше всего:
Беговую дорожку на балконе спортивного зала хотят заменить,
но пока легкоатлеты используют ее.


— Порой пускаем легкоатлетов в спортивный зал, но все же главным образом он используется для гандбола, и им условий не хватает. Занимаются на балконе спортивного зала, где уложена беговая дорожка на 50 метров. Покрытию этому уже несколько десятков лет. Хотим закупить и постелить тартан, но пока так, как есть, и это всяко лучше, чем по доскам бегать. Нужен ремонт и в тренажерном зале.

— У школы нет своего стадиона...

— Бегаем по асфальту на стадионе соседней общеобразовательной школы, используем его яму для прыжков. Часто наши занятия проходят на городском стадионе. Но все это лишь временные выходы из ситуации, но не решение проблемы. Легкоатлетические соревнования даже областного масштаба мы, к большому сожалению, проводить не можем. Есть только кое–какие условия для тренировок. И поэтому нам крайне необходим еще один спортивный объект. Как вариант: что называется, заточить под наши занятия какой–нибудь школьный стадиончик. Но в идеале, чтобы нам построили манеж. Хоть надувной, хоть ангар — не важно, лишь бы у легкоатлетов появилось что–то свое, где они могли бы качественно тренироваться и зимой, и летом.

Появление манежа не только стало бы отличным подарком для легкоатлетов, но и развязало бы руки гандболистам. Дало бы школе больше возможностей для того, чтобы зарабатывать. Однако Александр Пантелеев говорит, что в ближайшей перспективе дело с мертвой точки вряд ли сдвинется:

— Татьяна Шевчик участвовала в нескольких Олимпийских играх, а ее национальный рекорд в прыжках в высоту до сих пор никто не может побить. Бегунья с барьерами и без них Жанна Гурбанова выигрывала бронзу юниорского «мира» и золото чемпионата СНГ. Толкатель ядра Сергей Каснаускас в 1984 году, когда наша команда бойкотировала Олимпиаду в США, победил на альтернативной ей «Дружбе» с результатом лучше того, который показал олимпийский чемпион Лос–Анджелеса. Прыгунья в длину Анастасия Мирончик–Иванова уже многого добилась и еще не сказала своего последнего слова. Если посмотреть на тех легкоатлетов, которые были воспитаны в нашей школе, то мы заслуживаем манеж. Но экономическая ситуация сейчас такова, что даже для выездов на соревнования деньги наскрести тяжело.

Много чего повидавший спортивный зал сейчас выглядит неплохо…


— Сами зарабатывать пытаетесь?

— На содержание школы уходит примерно три миллиарда в год. Главная нагрузка ложится на исполком. В вопросах инвентаря, амуниции очень сильно помогает федерация гандбола, за что хотел бы сказать отдельное спасибо Владимиру Коноплеву и Ивану Семенене. Но и сами мы, конечно, пытаемся зарабатывать. Например, сдаем в аренду спортивный зал, предлагаем большой перечень услуг в бассейне. Держимся сейчас на 19–процентной самоокупаемости. Правда, это где–то даже немного в ущерб главному — подготовке спортсменов. Скажем, раньше мы проводили в бассейне занятия до девяти вечера. У каждого тренера было по две–три дорожки. Теперь же, чтобы вечером мы могли предоставлять бассейн населению, надо заканчивать тренировки уже в половине седьмого, а значит, уплотнять расписание.

Все течет — не все меняется


Старший тренер отделения гандбола Слуцкой СДЮШОР Сергей Кухта, который ранее сам играл, а после окончания карьеры начал работать в родной школе детским тренером, в целом нынешними инфраструктурными условиями для гандбола удовлетворен. Особенно выгодно они смотрятся при сравнении с прежними:


…а вот «тренажерка» просит ремонта.

— Я сам из Слуцка — занимался гандболом в этом зале. И, конечно, прекрасно помню условия, которые были здесь раньше. Крыша протекала, в окна свистело, деревянный пол во многих местах прогнил, вздулся, были даже перепады по высоте. Но в последние годы порядок навели. Мы, тренеры, тоже принимали участие в ремонте, помогали разбирать старый пол. И сейчас в плане базы для гандбола в нашей школе все неплохо. Единственное — зал нестандартных размеров, не дотягивает до предписываемой нормы по ширине где–то полтора метра. Но это уже никак не исправишь. Стены–то не раздвинешь.

Настоящий энтузиаст, привык он закрывать глаза и на не самую увесистую зарплату: «Как–то летом брал отпуск за свой счет, ездил в Москву на стройку. Так тогда я за один выезд заработал почти столько, сколько в спортивной школе за год. Бросить детей, впрочем, не могу». И похожим с ним образом рассуждают и другие тренеры. Причем не только из отделения гандбола.

Да, СДЮШОР не барствует, но, как говорится, все познается в сравнении. И далеко ходить за этим самым сравнением не надо. Буквально под боком у СДЮШОР находится профсоюзная ДЮСШ — и она, надо сказать прямо, смотрится плохо. Бывшее здание Шахматно–шашечного клуба, где базируется эта школа, очевидно требует ремонта. Но ее директор Андрей Фрузоров призывает не драматизировать:

Игровая площадка для занятий гандболом на улице — одно из больных мест СДЮШОР.

— Почему вы ищете негатив? Да, в нашем зале холодно из–за старых окон, в которые уходит тепло. Понимаем, что окна требуют замены, нужны и еще кое–какие работы. Но все упирается в деньги.

Если в СДЮШОР прогресс приходит, то в профсоюзной школе, культивирующей футбол, волейбол, тяжелую атлетику и вольную борьбу, его не видно и в подзорную трубу. Заплутал, должно быть, в узких городских улочках, а может, так и не выходил из широких кабинетов руководителей. Когда будет ремонт, неизвестно. Но занятия так или иначе продолжать надо. И пока ДЮСШ профсоюзов выходит из положения, например, тем, что тренирует своих ребят в том числе и на базе СДЮШОР.

Соседней школе, находящейся в бывшем здании  Шахматно-шашечного клуба, время объявило шах.

Александр Пантелеев продолжает:

— Гимнастки постарше, из–за того что в нашем гимнастическом зале низкие потолки, занимаются в спортивно–оздоровительном комплексе «Дельфин». А собственно на нашей базе из художниц тренируются только группы начальной подготовки и борцы из соседней школы. Зимой у них дикий холод, санстанция их зал к занятиям не допускает. Ну и мы по–добрососедски договариваемся.

Такая вот эта школа: и своих воспитывает, и другим еще умудряется помогать. Несмотря ни на что.

Компетентно

Андрей Неделько, начальник отдела образования, спорта и туризма Слуцкого райисполкома:

— Понимаем, что из–за резкого развития футбола в Слуцком районе, мы начинаем терять легкую атлетику. Хотя база СДЮШОР — это не просто здание школы, но в том числе и спортзалы, стадионы всех общеобразовательных школ. Ведь все это в одной структуре. Со временем мы в каждой школе сделаем достойные стадионы — и легкая атлетика получит в Слуцке импульс для развития. В этом году, который выходит крайне тяжелым с финансовой точки зрения, бюджет вряд ли позволит. Но и сейчас с базой все не так плохо, как может показаться. Например, ремонтируется стадион гимназии № 1, где даже есть посадочные места для зрителей.

— Вы как–то помогаете ДЮСШ профсоюзов, которая находится в откровенно бедственном положении?

— Мы писали в федерацию профсоюзов письмо о том, чтобы эту школу передали в ведение исполкома. Но прийти к согласию по этому вопросу мы не смогли. И сейчас оказываем ей только косвенную поддержку. Помогаем проводить различного рода соревнования, предоставляя в безвозмездную аренду базу учреждений образования. Это не мой вопрос. Но думаю, что профсоюзы могут найти деньги для того, чтобы сделать нормальные условия в своей школе. Надо только повернуться к ней лицом.

bakerenko@sb.by

Советская Белоруссия № 90 (24972). Суббота, 14 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter