Скорбь и сочувствие превращаются в модный тренд?

Как бы скорбь

Ощущение абсолютной ирреальности оставляет эксперимент, проведенный социальной сетью Фейсбук. Ресурс услужливо предложил окрасить аватары пользователей в цвета французского флага. Мол, в знак сочувствия. А что получилось? Многомиллионная интернет–общественность разругалась. Пожалуй, это классический пример манипуляции сознанием масс. Когда внимание от темы, проблемы легким движением руки или, как в данном случае, кликом мышки переводится к форме ее обсуждения.

Это какое–то гротескное продолжение Хеллоуина. Улыбающиеся лица на фоне флага страны, погрузившейся в траур. Скорбь и сочувствие вдруг превращаются в модный тренд. Скорбишь вместе с парижанами — красься. Не окрасился — не в теме. LOL...

Инфернальная стадность обескураживает. Погонщик указал, что главная тема на сегодня — ставить или не ставить фоном на аватаре флаг. И самые острые дискуссии вдруг сместились именно в эту плоскость: «А почему ты не поставил российский флаг после катастрофы самолета над Синаем?», «А был ли ты на фоне флага, когда рухнул индонезийский лайнер?», «А какой фон ставил, когда бомбили Горловку?» Ну и далее по списку всех бесчеловечных событий последних лет. Суть, причины, обстоятельства и последствия которых вдруг ушли на второй план. Сто, двести, триста, тысяча жертв... Какая разница? Главное — быть в тренде. Не выпасть из мейнстрима. Объяснить и обосновать то, какой ты поставил фон на своем главном фото или почему не выставил никакого, вдруг стало важнее.

Символы скорби и сочувствия хрупкие и тонкие. Окрашивание аватаров в Фейсбуке коробит так же, как и перевязанные цветными политическими ленточками букеты у французского посольства. Это тоже мода — окрасить сопереживание в пропагандистские тона? Кто научил использовать горе в таких целях? Может, тот, кто его и учинил? Массовый социально–психологический эксперимент на Фейсбуке вдруг заставил задуматься и об этом.

О феномене социальных сетей спорят чуть ли не с момента их появления. Случилась этакая эрзац–реальность, которая уводит людей из настоящей жизни. Находятся как бы единомышленники, которые становятся как бы друзьями, и вся жизнь вдруг меняется и становится... как бы. Предположу, что для людей слабовольных так оно поначалу и было. Для тех, которые не способны взглянуть на новые коммуникативные возможности исключительно как на инструмент, облегчающий повседневность. Ирония судьбы в том, что упрощение рождает леность. И вот уже люди, привыкшие ходить к факсимильному аппарату для того чтобы отправить адресату документ, не встают с офисного стула. Даже телефонную трубку не поднимают, потому как отписать пару строчек в вайбере или в мессенджере Фейсбука легче. Удобство затягивает и из инструмента облегчения рабочего процесса становится упрощенной калькой жизни. Как бы жизни. Стоит ли после этого удивляться всеобщему помешательству с окраской аватаров? Гораздо проще кликнуть на кнопку «Да, я согласен», чем задуматься о том, с чем, собственно, соглашаешься. Все пошли — и я пошел. Интернет все за тебя придумал. К чему заморачиваться? Иначе окажешься не в тренде. Но к чему придешь?

Есть известная традиция накрывать гробы флагами и знаменами. Только тем, кто в них лежит, предположу, абсолютно без разницы, чем покрыто их последнее земное пристанище. Равно как его качество и цена. Эти символы нужнее живым. Именно символы. Но никак не атрибут шоу. А самолюбование на фоне скорби — именно шоу. В котором участники в абсолютном своем большинстве не более чем статисты. А где режиссеры и продюсеры? Угадайте с трех раз, взглянув на главное скорбящее лицо Фейсбука на фоне французского флага.

kryat@sb.by

Советская Белоруссия № 223 (24853). Среда, 18 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter