Словно побывали за кулисами — выставка Большого театра Беларуси открылась в Национальной библиотеке

Эффектные костюмы, бутафория и декорации — неотъемлемые составляющие любого спектакля, которые зрители раньше могли увидеть только на сцене, а теперь их можно не только рассмотреть вблизи, но и потрогать, сфотографировать. В рамках «Марафона единства» в Минске в Национальной библиотеке 20 января открылась выставка «Большой театр Беларуси: История. Идеи. Свершения».


Один из стендов выставки посвящен новому спектаклю в репертуаре Большого театра — «Патетический дневник памяти», постановка которого была профинансирована за счет средств фонда Президента по поддержке культуры и искусства. Это абсолютно новый проект, для работы над которым режиссеры в том числе собирали архивные сведения: дневниковые записи фронтовиков, партизан и подпольщиков, воспоминания узников концлагерей и гетто. 22 февраля 2025 года этот спектакль вновь покажут в Большом! Рекомендуем к просмотру.

Несколько стендов посвящены спектаклям «Дикая охота короля Стаха», «Жизель», «Царская невеста» и одной из последних опер Большого — «Иоланта». Посетители выставки могли увидеть сценические костюмы, балетные пачки, головные уборы, декорации и афиши. Как отмечают организаторы выставки, к каждой опере отшивается порядка 400 костюмов, к каждому балету — 250–300 костюмов.


Отдельная часть экспозиции посвящена истории театра. Здесь представлены исторические фото из коллекции Владимира Лиходедова, на которых в разные годы запечатлен Большой. Есть снимки военного и послевоенного времени, а также то, как здание театра выглядело до и после реконструкции 2009 года.

Генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова отметила, что данная выставка — это уникальное явление.

— Сегодня мы впервые вышли за границы своего исторического здания, — сказала она. — И на этой выставке выстроена определенная логика событий, которые рассказывают об истории театра, его персоналиях, а также о том, что мы делаем сегодня. И я вам должна сказать, что даже сама организация этого пространства здесь, в Национальной библиотеке, была совершенно неожиданной. То, что мы видим в театре, — это абсолютно зримое, живое явление, но здесь оперный театр заговорил, словно большая книга. Потому что мы смотрим экспонаты и читаем историю театра, прослеживаем его ключевые этапы развития. На мой взгляд, предложение организаторов «Марафона единства» представить Большой театр с этой абсолютно никому не известной, закулисной исторической стороны — это огромная удача.


Отвечая на вопрос журналистов о том, почему Большой театр присоединился к «Марафону единства», Екатерина Дулова подчеркнула:

— Побывав в нескольких наших городах, я поняла, что многие наши сограждане не знают о том, что у нас есть Большой театр. Молодежь в ряде случаев поверхностно представляет себе вообще, что это за пространство, что это за территория. Поэтому и решили участвовать. Этот «мини-театр» — это действительно очень важная информационная и просветительская структура, и я искренне счастлива, что дети и молодежь приобщаются к участию.

Первокурсница Минского филиала БТЭУ ПК Василиса Москалева рассказала, что, как только узнала о возможности побывать на такой выставке, сразу согласилась:

— К сожалению, никогда не была в Большом театре, но, посетив выставку, я как будто очутилась за кулисами театра. Окунулась в эту атмосферу. Эмоции, конечно, непередаваемые. Там представлены потрясающие костюмы, и увидеть их вот так, вживую, — это очень интересно.


Еще одна гостья выставки Ксения Шешко также поделилась впечатлениями:

— Это непередаваемые эмоции. У нас сегодня была уникальная возможность побывать в сердце Большого театра Беларуси, прочувствовать атмосферу различных спектаклей, которые уже ставились на сцене Большого. Приятно, что любой человек абсолютно бесплатно может прийти и посмотреть на все экспонаты, прикоснуться к этому искусству, ощутить себя частью театрального процесса и в целом — нашей большой-большой страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter