Спектакль "Счастье есть!" достойно украшает афишу Современного художественного театра

Как Белла в колесе

«Слона–то я и не заметил!» — только и оставалось мне сказать с очевидным упреком самому себе после увиденного спектакля «Счастье есть!» в Современном художественном театре. Лирическая история о прощении, направленная на смягчение нравов. Это так необходимо нам сегодня — ожесточенным, обозлившимся на собственное отражение в зеркале. Настоящая жемчужина в нашем театральном песке. Постановка идет крайне редко, но метко. Если вдруг подкатит комок к горлу в финале — не волнуйтесь, так и было задумано. Терапевтический эффект! Остается, придя домой, врубить «Моя бабушка курит трубку» Гарика Сукачева на полную громкость на радость соседям и выбросить хлам из дома. Вперед, с мыслями о душе к полному и окончательному освобождению от вещизма!

ФОТО ДАРЬИ АНДРЕЕВОЙ

«Счастье есть!» режиссер Виталий Кравченко поставил по знаменитой и, наверное, одной из лучших пьес ХХ века — «Деревья умирают стоя» испанского драматурга Алехандро Касоны.

Роль Бабушки здесь, безусловно, выигрышная и бенефисная. Бабуля выписана автором как глубокая, многогранная личность. Играть такого человека — одно удовольствие. Но есть опасность впасть... нет, не в маразм, а в стереотип: уж слишком понятно, как следует играть Бабушку. Клюка, шаль (или оренбургский пуховый платок, на что хватает денег у продюсера или директора театра), романс «Отвори потихоньку калитку» где–то на заднем плане... Или если речь идет о латиноамериканской бабушке — Besame mucho. Но, кажется, в СХТ сумели избежать банального прочтения и подхода.

В «Ленкоме» спектакль «Ложь во спасение» по пьесе Касоны Глеб Панфилов специально создавал под актрису и супругу Инну Чурикову. В Купаловском театре когда–то шел замечательный спектакль режиссера Сергея Куликовского «Апельсиновое вино», где играл тандем народных — Галина Толкачева и Август Милованов. В спектакле СХТ солирует народная артистка Беларуси Белла Масумян. И, безусловно, те, кому Беллы Амовны мало в репертуаре родного ей театра им. М.Горького, — не пропустите новинку в СХТ. В паре с ней в роли Дедушки как никогда трогательный художественный руководитель театра, инициатор всех идей и подвижник театрального дела, настоящий «адмирал» ремесла — Владимир Ушаков. Наверное, только Сарафанов в «Старшем сыне» производил на поклонников таланта Ушакова такое же сильное впечатление. Его Дедушка, заглядывающий всем в глаза, боящийся всех огорчить — уходящий типаж из драматургии. Везде патология, агрессия, криминал... Если и есть в какой пьесе сегодня милый старичок, то непременно пробавляется он тем, что показывает причинные места школьницам в городском парке или вынашивает план убийства супруги утюгом во время совместного просмотра программы «Жить здорово!». Слово «милосердие» вычеркнуто из лексикона драматургов.

Масумян здесь изысканно хулиганит, ей не отказывает врожденный вкус. Она не задавливает партнеров, а азартно призывает их включиться в эту игру. Глядя на нее, ее заразительный темперамент и блеск в глазах, вспомнились строки из Андрея Вознесенского, посвященные другой Белле — Ахмадулиной:

Ах, Белка, лихач катастрофный,

нездешняя ангел на вид,

хорош твой фарфоровый профиль,

как белая лампа горит!

Стихотворение Вознесенского было посвящено водительской ипостаси Ахмадулиной, по сюжету у нее отбирали водительские права, но все это еще, конечно, и метафора жизни. И в актерском ремесле, как ни в каком другом, находишь перекличку с ремеслом поэтическим. Без нарушения скоростного режима жизни ничего не успеешь и не сделаешь.

Масумян было всегда скучно существовать по правилам. Переигравшая на горьковской сцене, наверное, всех лучших героинь из произведений Олби, Дюрренматта, Зорина, Горького и многих других, она и сегодня в поиске. Ей и сегодня мало ролей, открытий, впечатлений, встреч... Она уверена — лучше разбить лоб в лепешку, но сделать это играючи, работая. Ее принцип: «Лучше проиграть бой сражаясь, чем бездействуя».

Так что ничего не остается, как согласиться с поэтом, так любившим озеро Свитязь в Новогрудском районе:

...Сержант нас, конечно, мудрей,

но нет твоей скорости певчей

в коробке его скоростей.

Добрый зритель в 9-м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter