Восьмиклассник из Вилейки лепит скульптуры и хочет стать архитектором

Как барон стал императором

Что общего у Петра I, Незнайки и Бармалея? Все они живут дома у восьмиклассника из Вилейки — талантливый паренек Филипп Сак уже несколько лет лепит из пластилина узнаваемые образы самых разных персонажей. Исторических, мультяшных, сказочных… Из героев наших дней в коллекции фигурки милиционера и пожарных — одна из них участвует в областном этапе Республиканского конкурса «Соблюдаем законы дорог!». Едем в райцентр, чтобы познакомиться с юным скульптором и его работами.

14-летний Филипп Сак лепит с самого детства — для души.

«Глаголь» не только буква

Весь пластилин с ковров в квартире убрать никогда не удается, — встречает нас улыбкой мама школьника Елена Владимировна.

А 14-летний Филипп приглашает в комнату, где уже подготовлена импровизированная выставка его работ. Говорит, лепить начал с самого детства. Из обычного пластилина, соленого теста… А в пятом классе сделал первые скульптуры из полимерной глины — трех богатырей. С них, пожалуй, все и началось. Когда показал миниатюры учительнице, к которой ходил в кружок по рисованию, она предложила организовать в школе выставку. С одним условием: работ должно быть больше. Так появились Чиполлино, Незнайка, Кот в сапогах, Змей Горыныч и даже Чудо-юдо рыба-кит.

— У нас вся семья любит советские мультики, — объясняет парень такой выбор персонажей.

Замечает, что сейчас уже занимается лепкой «более-менее профессионально». Начал изучать анатомию человеческого тела, разобрался с пропорциями, использует скульптурный пластилин. Показывает рабочее место в своей комнате у окна и посвящает в детали процесса.


— Чтобы фигурки держали форму, делаю каркас из проволоки. Сначала с этим папа помогал, сейчас уже сам справляюсь, — уточняет: ноги — ровно половина тела, голова — 1/8, остальное — туловище. — А основа всего — глаголь, специальная подпорка, которая крепится к подставке. Облепив каркас пластилином, начинаю вырезать очертания скульптуры, детали одежды. Из инструментов в руках только ножик и шило.

Филипп не скрывает: сложнее всего пока дается лицо. Поэтому, как правило, оставляет его напоследок. А когда все готово, разукрашивает скульптуру и покрывает лаком. Одного из своих пожарных, например, сделал буквально за день — в школе попросили успеть к очередной выставке. Но есть работы, над которыми трудился не одну неделю.

— Наверное, нравится быть популярным? — интересуюсь у паренька.

— Не очень, — отвечает вполне серьезно. — Бывает, подходят ребята в школе: «О, Филипп, привет. Как дела? Еще лепишь?» А я даже не знаю, кто они… Не привык к такому вниманию. Но, с другой стороны, то, что работы нравятся кому-то еще, конечно, приятно.


Рассказывает про свои будни.

— Прихожу из школы, обедаю, пару часов на уроки, а потом — за работу. Не каждый день, конечно. Под настроение. Бывает, больше хочется кино посмотреть. Или книгу почитать. Из последних, например, понравилась «Крыса из нержавеющей стали» Гарри Гаррисона, сейчас хочу найти другие части. А в выходные с ребятами люблю встречаться: играем в футбол, ходим на речку, в парк, — показывает школьник и блокнот с зарисовками карандашом. Говорит, так, ничего особенного.

Филипп домосед, но долго без друзей не высидит. Поэтому и дома у нас обычно полно ребят, — добавляет мама. — Как-то даже целой командой создавали пластилиновый мультик. Так интересно было: лепили, озвучивали, записывали видео.

Родители успехам сына рады. Говорят, что педагоги в средней школе № 3 Вилейки, где учится Филипп, все время стимулируют детей к творчеству. Будь то участие во внутришкольной «Минуте славы», работа над необычными учебными проектами, применение в образовании таких популярных сегодня STEAM-технологий.


В семье тоже творческая атмосфера. Папа Филиппа — Виктор Михайлович — несмотря на техническое образование, всю жизнь увлекается рисованием. В квартире много его картин. А однажды, глядя, как лепит сын, тоже решил попробовать. И сейчас в родительской комнате уже три скульптуры, которые изображают четырехкратную олимпийскую чемпионку Дарью Домрачеву.

— Сначала у папы получалось лучше, чем у меня, — не без нотки ревности в голосе констатирует Филипп. — Но сейчас наши работы уже на одном уровне. К советам прислушиваюсь. Но чаще ищу ответы в интернете. Ни на кого не равняюсь. Просто гуглю, смотрю, как лепят мастера, и пробую сам.

Искусство — для души

А вот фигурка, которую Филипп считает похожей на Петра I, получилась у юного мастера… случайно:

— Вообще-то это должен был быть барон Мюнхгаузен. Но когда тело практически закончил и начал делать лицо, возникла проблема. Не нравится мне такая форма, вытянутая, треугольная. «Снял» подбородок, добавил усы — так и получилась эта скульптура. Сами посмотрите: одежда, парик, подзорная труба, даже награды из той эпохи.

— А это, наверное, Тарас Бульба? — разглядываю еще одну миниатюру.

— Некоторые уверены, что сходство есть. Хотя я лепил просто казака в мультяшном стиле. А любимый персонаж? Сыщик из «Бременских музыкантов». Но, возможно, скоро будет и поэт на скамейке, если я его хорошо сделаю. Что потом? Пойду по мыслителям...


Филипп говорит: если лепить миниатюры реальных исторических личностей, кто-то обязательно скажет, что не похожи. А так каждый сможет увидеть что-то свое и будет прав.

Кажется, совсем еще мальчишка, а рассудительный не по годам:

— Хочу ли учиться на скульптора? Не знаю. Думаю, что при этом потеряю. У меня хорошо идет математика, английский. Поэтому поступать, скорее всего, буду на программиста или архитектора — тоже творческие профессии.

Школьник радуется, что каждая последующая скульптура получается лучше предыдущей. Делает их не только потому, что кто-то просит. Но в первую очередь для себя: однажды начал и уже не может остановиться.

dekola@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter