Как баллы лягут

Выбор профессии не должен превращаться в лотерею

Выбор профессии не должен превращаться в лотерею


Вчера, в последний день подачи заявлений для поступления в вуз на бюджетной основе, в приемных комиссиях наблюдался традиционный аврал. Сотни абитуриентов, тянувших до последнего, приносили и снова забирали документы, колесили из одного вуза в другой, терзали сотрудников приемных комиссий вопросами и посматривали на часы: финишный флажок должен был опуститься в шесть вечера.


...В холле главного корпуса Белгосуниверситета будто на трансляции футбольного матча вместе с папами и мамами, дедушками и бабушками десятки абитуриентов внимательно всматривались в большой экран. Изучали информацию о ходе приема документов. Средний конкурс на специальность, количество поданных заявлений, план приема, проходные и полупроходные баллы... Кто–то фотографировал таблицы на камеру, а кто–то, вооружившись ручкой и бумагой, проводил сложные математические расчеты, пытаясь высчитать свои шансы. Геолог или географ? За деньги или все–таки на бюджет? Орел или решка?


В толпе абитуриентов я стал невольным свидетелем любопытных диалогов. Вот мужчина в солидном костюме, размахивая руками, что–то доказывает своей дочери:


— Ну и ладно, будешь биологом. Это диплом все–таки, корочка. Не смертельно...


— А они много получают?


— Сейчас тете позвоню, у нее подруга биологом в институте...


Очень характерно, между прочим. Сколько говорили о «лотерейном» принципе, которым руководствуются нынешние молодые люди при выборе профессии, а ничего не изменилось. Конечно, сделать радикальный поворот, «перескочив» с журналистики на физику, абитуриенты в последний день не могли. Свой главный выбор, зарегистрировавшись в мае на определенную группу тестов, они уже сделали. Но на финише вступительной кампании главный вопрос заключался в том, чтобы успеть поменять вуз или специализацию.


— Специально взял на работе отгул, дежурим все семьей, — рассказывает Сергей Пищалов, отец абитуриента, поступающего на экономическую специальность. — Выбираем между БГУ и БГЭУ, куда сейчас поехала жена. У меня машина неподалеку, если что, сразу же рванем...


Увы, авральная спешка может привести к самым непредсказуемым последствиям. Поэтому вчера выключить информационное табло с обновляющейся информацией в БГУ решили еще в 16.00. Почему?


— В прошлом году за час до завершения приема документов к нам обратился отец абитуриента, — рассказывает заместитель ответственного секретаря приемной комиссии БГУ Вячеслав Молофеев. — Предупредил, что сын мчится на машине из Витебска, чтобы успеть подать документы. Мол, они посчитали, что у него получится пройти по конкурсу. И абитуриент успел. А если бы во время этой гонки случилась беда?


Ажиотаж последних дней можно объяснить и объективными причинами. Специалисты говорят о «синдроме низкого балла». Посредственно сдав ЦТ, многие опустили руки.


— Сидел дома, изучал на сайтах ситуацию с конкурсом, а потом увидел, что не только у меня результаты на ЦТ низкие, — признается Сергей Чижик, мечтающий поступить на механико–математический факультет. — Буду ждать до последнего, все–таки решается судьба целого года.


Парня, как и других абитуриентов, можно понять. Не они виноваты, что стереотип о необходимости получить высшее образование — не важно какое, абы было, — засел в сознании молодежи занозой. С другой стороны, лотерея при выборе профессии сводит на нет все усилия специалистов выстроить четкую образовательную вертикаль — от школьника до специалиста. Что толку от случайного биолога или журналиста, который, проучившись на «бюджете», потом отбудет «повинность» — распределение и уйдет из профессии?


Справка «СБ»


Судя по всему, средний конкурс по стране в этом году будет несколько ниже, чем в прошлом. В БГУ, к примеру, по состоянию на утро вчерашнего дня он составлял 2,3 человека на место (для сравнения: в прошлом году — 3,2). Популярны все те же специальности юридического блока, международные отношения, дизайн и т.д.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter