Как аукнется…

Бизнес готовится к дорогим кредитам, падению спроса и скрытой безработице

Бизнес готовится к росту ставок по банковским кредитам, падению потребительского спроса и усилению скрытой безработицы

То, чего все так боялись, сегодня многим кажется благом. Предприниматели мрачно шутят, что если в ближайшее время ситуация на валютном рынке не нормализуется, им придется выйти на улицы с лозунгом «Даешь девальвацию!». Повода паниковать нет, но причин для беспокойства достаточно. Очевидно, что в условиях дефицита валюты некритичный для экономики импорт несколько «просядет». Но ведь и доля его в общем объеме тех товаров, которые завозятся в Беларусь, не так велика. Между тем понятно, что в стороне не останется никто, даже экспортеры, которым в нынешних условиях особый почет и уважение.

Сегодня, по некоторым данным, в стране уже формируются перечни сырьевых позиций, без которых может приостановиться производство, в том числе ориентированное на экспорт. Поставщиков этой «промежуточной» продукции обеспечат валютой в первую очередь. Эксперты Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) считают: каждая компания, которая не сможет доказать факт нужности и полезности поставляемых из-за рубежа товаров, останется не у дел. Будь то импортер инвестиционного оборудования или пуговиц для швейных цехов.

В то же время на ряде отечественных предприятий начинает набирать обороты такое явление, как скрытая безработица, обращают внимание предприниматели. Это касается как импортеров, так и производителей промышленной продукции, зависящих от импортных комплектующих. Пока еще им удается отделываться «малой кровью»: сокращением рабочего дня, отправлением людей в отпуска… Трудно сказать, насколько критична ситуация, ведь судить о ней можно только по субъективным оценкам. Во всяком случае, первая половина мая, которая в Беларуси традиционно пройдет под знаком посевной на личных подворьях, дает некоторое пространство для маневра: в эти дни многие работники вовсе не прочь «отдохнуть». Но это совсем небольшой срок для решения достаточно сложных задач.

Серьезной проблемой, о которой в пылу валютных баталий мало кто задумывается, становится неисполнение белорусскими компаниями своих обязательств. «В течение многих лет мы работали на свой имидж, чтобы получать товар под честное слово, без предоплаты, а теперь не можем рассчитаться», — поясняет председатель МССПиР Владимир Карягин. По мнению главы объединения, в рамках Таможенного союза на правительственном уровне эти проблемы могут быть решены, экономические инструменты есть. «Иначе получается, что белорусские предприятия оказываются в крайне неравных условиях с российскими и казахстанскими коллегами. Вопрос конкуренто­способности отечественного бизнеса давно не стоял столь остро», — подчеркнул Владимир Карягин.

При этом ряд ограничений на внутреннем рынке не позволяет предпринимателям самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Как рассказал руководитель предприятия, где производят упаковку для пищевых продуктов, закупить у своих клиентов товар, который можно продать за границей и заработать таким образом валюту, практически невозможно. Производитель, который реализует ту же мясную или молочную продукцию за белорусские рубли, должен в договоре или товарно-транспортной накладной сделать отметку: без права вывоза из Беларуси. Купить валюту по курсу Нацбанка в обмен на обязательство сохранить стоимость упаковки на прежнем уровне тоже не получается: на предприятиях боятся санкций со стороны проверяющих органов.

Единственное, что просматривается в ближайшей перспективе, — увеличение ставок по банковским кредитам. Доля проблемной задолженности растет, соответственно, финучреждениям нужно будет как-то отбивать свои потери за счет тех, кто еще способен взять дорогой кредит и рассчитываться по нему. Обращаясь к бизнесу, эксперты советуют формировать бизнес-планы исходя из того, что до конца года ставка кредитования закрепится на уровне 20—35 %. Нелегко придется всем, в том числе и экспортерам, наполняющим валютную «копилку» страны. По некоторым оценкам, обязательная продажа 30 % от валютной выручки по курсу Нацбанка в нынешних условиях фактически означает 15%-й «налог» на всю выручку. И если зависимость от импортных комплектующих достаточно высока, предприятие может не выдержать таких «фискальных» сборов. В любом случае реальный сектор будет вынужден идти на частичное сокращение расходов, включая зарплаты, а это напрямую отразится на активности потребительского рынка.

Первые значимые выводы о степени трансформации белорусской экономики в результате валютных «волнений», видимо, можно будет сделать на основе данных по первому полугодию 2011 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter