Как аукнется, так и откликнется...

Эти тревожные письма приходят всегда: зимой, весной, летом, осенью, независимо от поры года и каких–либо других внешних обстоятельств. Иногда у их авторов проскальзывает извиняющаяся интонация: мол, да, тема не новая, возможно, существуют проблемы и поважнее, но все же...
Эти тревожные письма приходят всегда: зимой, весной, летом, осенью, независимо от поры года и каких–либо других внешних обстоятельств. Иногда у их авторов проскальзывает извиняющаяся интонация: мол, да, тема не новая, возможно, существуют проблемы и поважнее, но все же... Не стоит извиняться: да куда уж важнее именно то, о чем вы пишете, из–за чего болит ваша душа. Ведь даже самая высокая истина — обычно в простом и насущном. А что может быть насущнее природы? В ней тело находит живительную энергию, душа — нравственную основу, а разум — пищу для размышлений. Поэтому каждый жест неуважения в ее адрес, любое оскорбление ее чистоты возвращается к людям рикошетом, вызывая оскудение жизни во всех проявлениях.

Вот письмо Михаила Каморникова из деревни Озераны Рогачевского района: «Под видом борьбы за санитарную культуру вырублены уникальные для наших мест лиственницы. Неизвестно, кому мешали эти таежные жительницы, около 40 лет росшие здесь и радовавшие глаз. Но их срубили и пустили на дрова. Теперь взору открывается давно не ремонтированная, обросшая мхом крыша здания, хотя денег, уплаченных за это, вполне хватило бы для ее ремонта».

Редакция обратилась в Гомельский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды с просьбой разобраться в ситуации. И вот пришел ответ председателя комитета О.Акушко. Из него узнаем, что действительно вблизи магазина в Озеранах убрали 5 деревьев — 3 клена и 2 лиственницы. «Росли деревья на расстоянии 1,5 — 2 метров от фундамента строения и по высоте превышали здание. Крона клонилась к крыше и тем самым способствовала ее разрушению. Удаление деревьев, произраставших вблизи магазина, было необходимо, но с соблюдением требований действующего законодательства. Однако Рогачевским райпо, хотя оно и знало о порядке удаления объектов растительного мира, не была соблюдена процедура получения разрешения на удаление деревьев, произрастающих в нарушение установленных норм. За что главный инженер райпо привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 310 тысяч рублей».

Нет оснований не доверять выводам специалистов. К письму прилагалась ксерокопия фотографий того самого «освобожденного» магазина. Но до чего же унылое и жалкое зрелище получилось. А это ведь то, что называется жизненной средой. Которая воспитывает. Наверное, вся история выглядела бы по–другому, если бы в ответе стояла еще одна фраза: на месте вырубленных лиственниц появятся молодые деревья. Но, может, так и будет?

* * *

«Не первый год у нас в городе идет массовая вырубка тополей. Зрелище не очень приятное: от деревьев остаются двухметровые пни. Оказывается, так борются с воронами. Начинается вырубка ранней весной, и каждый год ЖКХ, не укладываясь в сроки, продолжает валить деревья, когда птицы выводят потомство. И тогда на земле, среди веток и разрушенных гнезд, копошатся раненые птенцы, много птенцов — поверьте, зрелище не для слабонервных. В прошлом году, проходя мимо такой же рубки тополей в одном из дворов, была свидетельницей жуткой картины: маленькая девочка, насобирав в подол птенцов, навзрыд уговаривала маму забрать их домой. В этом году мои тщетные попытки как–то повлиять на ситуацию успехом не увенчались. Если спиленные по пень тополя — эффективный метод борьбы с воронами, неужели нельзя начинать рубку деревьев раньше и заканчивать до появления птенцов?» — написала Наталья Терехова, жительница Солигорска.

И снова речь о пресловутом человеческом факторе. Да, с засильем ворон — оно само по себе свидетельство экологического неблагополучия — надо что–то делать. Но в первую очередь, наверное, следует искать причины, корни проблемы. А не сводить все только к борьбе со следствием. Пользоваться же варварскими методами, конечно, недопустимо ни при каких обстоятельствах.

* * *

«Ежегодно у нас в Минске отлавливают и убивают около тысячи собак и кошек, — пишет в редакцию Дмитрий Копать. — Однако бродячих животных от этого меньше не становится. В Европе давно перешли на их стерилизацию, мы же все еще отлавливаем с целью умерщвления. Зачастую такой отлов сопровождается крайней жестокостью — прямо как у Шарикова: «Вчера котов душили, душили...» Конечно, теперь бедолаг не душат, а усыпляют. Но результат тот же. Организация по защите животных «Ратаванне» выступает за применение стерилизации, что сохранит жизнь животному, но прекратит его размножение. Здесь за последние три года спасли около 200 животных — нашли им новых хозяев, более 700 — стерилизованы. Сострадательные люди ежедневно кормят и выгуливают подопечных, убирают вольеры, благоустраивают территорию вокруг: сейчас содержится около 60 собак и кошек. Помогают волонтеры — школьники, студенты.

Однако, по словам председателя «Ратавання» Людмилы Атрашкевич, организация — член Ассоциации Британского королевского общества по предотвращению жестокого обращения с животными (RSPCA) и Всемирного общества защиты животных — нуждается в поддержке. Волонтеров пока немного, не хватает активной помощи молодежи. Катастрофически мало денежных средств, лекарств, ошейников, намордников и других необходимых для содержания животных вещей. Но все это не останавливает тех, кто твердо намерен делать все, чтобы спасти «братьев наших меньших».

Жизнь в большом городе диктует свои правила и людям, и животным. Несоблюдение их, в первую очередь людьми, — еще одна причина множества недоразумений и конфликтов.

* * *

«Участок между улицами Я.Коласа и Кнорина в Минске засажен декоративными и садовыми деревьями. Место для отдыха и прогулок очень красивое. Именно оно и притягивает «собаководов» со всей округи. Особенно неприглядное зрелище открывается весной, после таяния снега. Думаю, надо значительно ужесточить наказание за выгул собак в неположенных местах, как это делается в большинстве развитых стран. Полученные деньги можно направить на благоустройство города, строительство спортивных площадок для детей, которые не знают, куда себя деть в свободное время», — пишет минчанин Дмитрий Гомляков.

Есть такая проблема и не только там, где живет Дмитрий Наумович. И, пожалуй, решить ее лишь увещеваниями и призывами к совести не получится. Вот что сообщает «СБ» заместитель главы администрации Первомайского района Минска Г.Жамойтин: «Согласно Правилам содержания домашних собак, кошек их владельцы обязаны строго выполнять санитарно–гигиенические правила и нормы, обеспечивать безопасность людей, не допускать загрязнения животными общественных мест. При выгуле собак их владельцы обязаны иметь при себе совок и полиэтиленовый мешок для утилизации экскрементов. Для недопущения выгула собак в зеленой зоне по адресу ул. Белинского, 10 установлены запрещающие информационные таблички».

А теперь скажите, много ли вы видели собачников с совками в руках? Видели? Тогда отлично! Но неужели совков было столько же, сколько животных? Помню, в каком–то голливудском фильме из–за отсутствия необходимого пакета полицейский заставил главного героя положить в карман то, что наделал его четвероногий друг под деревом на улице Нью–Йорка. И хозяин собачки подчинился — потому что все другие варианты грозили ему куда большими неприятностями. «Родительский» принцип «не умеешь — научим, не хочешь — заставим» все–таки довольно разумен. Особенно в части охраны окружающей среды. Природа ведь — мать. А человек — ее дитя. Любимое, но порой неразумное.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter