Кадры разные нужны, кадры разные важны…

Представители каких профессий сегодня самые востребованные?

Кто играет первую скрипку на рынке труда, и представители каких профессий сегодня самые востребованные?

Похоже, дедовские наставления держаться за работу во что бы то ни стало, «а то другую не найдешь», изжили себя. Впрочем, как и утверждение, что незаменимых людей не бывает. Специалисты констатируют: сегодня уже не потенциальные кандидаты выстраиваются в очереди на собеседование, а работодатели ходят с протянутой рукой. Так, с конца января нынешнего года число вакансий растет, а желающих откликнуться на них — только уменьшается. Какие перспективы открываются перед руководителями компаний и персоналом, узнавала корреспондент «Р».

Как у бога за пазухой

По наблюдениям замдиректора кадрового агентства «Коллекция открытий» Людмилы Снегиревой, раньше к ним ежедневно поступало 70—80 обращений с просьбой помочь найти работу. Сейчас изучают предложения компаний всего 7—8 человек в день. «Таким образом, любая появившаяся вакансия подразумевает под собой целевой поиск: выбирать-то не из кого, значит, необходимо мотивировать наиболее подходящих под требования кандидатов», — делится впечатлениями Людмила Снегирева. По ее мнению, связано это с тем, что после экономически сложных лет впервые о кадрах в компаниях масштабно начали заботиться, обучать их, вкладывать в их развитие, а значит, и в развитие фирмы. Ведь, перефразировав известную поговорку, получается, что старый кадр лучше новых двух. А если еще он доволен зарплатой и бонусами, то ни за что не перебежит к конкуренту, а будет работать на благо компании. Жизнь показала: если работа устраивает, то люди, как могут, стараются избежать любых потрясений, связанных с ее сменой. Оказавшись «у бога за пазухой», стараются держаться теплого и комфортного местечка. На этой, казалось бы, благодатной почве возник огромный дефицит персонала…

Причем если в столице проблема хоть как-то решается за счет огромного населения и приезжих, то в регионах, где появляется все больше интересных рабочих мест, вопрос с кадрами стоит весьма остро. Население не готово ехать в глубинку и жить там, получая даже «столичную» зарплату.

На кадровом голоде сказывается и спад рождаемости начала 1990-х. Так, в прошлом году страна получила на треть меньше дипломированных специалистов, чем годом ранее. В нынешнем году наблюдается солидный недобор на многие специальности. Ожидается, что исправляться ситуация понемногу начнет только через 5—6 лет. И то лишь в том случае, если абитуриенты выберут белорусские вузы. Ведь стоимость обучения по некоторым специальностям у нас уже сравнялась с ценами в университетах Польши, Чехии, Литвы, и абитуриенты стремятся уехать туда.

Родина и заграница

Так что, похоже, совсем скоро работодатели будут рады любому специалисту, будь то 53-летний бухгалтер или 62-летний учитель, лишь бы знали свое дело и могли работать. К тому же люди в возрасте не такие легкие на подъем, как их коллеги помоложе, которые не прочь сорваться и поехать за «длинным» рублем. «Федеральная миграционная служба России сообщает, что на территории соседнего государства больше трех месяцев работает 1—1,2 млн. белорусов. И россияне не против того, чтобы нас приезжало еще больше, — отмечает управляющий партнер кадрового агентства «Здесь и сейчас» Александр Паньков. — Смотрите, хоть мы и не занимаемся подбором персонала в Россию, но ежедневно к нам обращаются 4—5 работодателей из этой страны с просьбой подобрать им людей. Обещают хорошие деньги — и $ 1 тыс., и $ 1,5 тыс. в месяц. Правда, работать придется 6 или 7 дней в неделю, зачастую по 12 часов в сутки. Один наш клиент, директор крупного предприятия легкой промышленности, откуда швеи уезжают на заработки, подсчитал: если бы в Беларуси на законодательном уровне не было запрещено работать 12 часов в сутки 6 дней в неделю, то швеи у нас получали бы в 1,5 раза больше, чем в России».

А между тем люди нужны и здесь, на родине. Причем не экономисты и юристы, а специалисты в сфере продаж и рабочие. Чтобы привлечь в «непрестижное занятие», на предприятиях готовы бесплатно заниматься переподготовкой кадров, предлагая на выходе приличные зарплаты. Так, метро и Интернет сплошь пестрят объявлениями о вакансиях кассиров, поваров, охранников, грузчиков с обещанием Br 7—8 млн.

«В ближайшие три года благодаря строительству логистических центров и торговых площадей потребность в рабочем персонале составит порядка 27 тыс. человек только в этих сферах. И китайцы и таджики, которые приезжают к нам на заработки, эти вакансии не закроют, — рассуждает Александр Паньков. — Раз людей нет, а они нужны, повысятся зарплаты. И дело здесь не в выросшей компетенции сотрудников, а в заинтересованности руководителя. По нашему прогнозу, в 2014—2015 годах ощутимую прибавку в расчетных листках увидят рабочие, на 30—40 % «потяжелеют» квитки у офисного персонала. Станет резонно приглашать на работу за такие деньги опытных работников из Польши и стран Прибалтики, потому что сейчас наш водитель погрузчика, получая $ 1—1,5 тыс., может при этом еще и высказывать недовольство».

Поспешай не спеша

Намеренно разгоняемый размер зарплат приведет к тому, что не все предприятия переживут внутренние коллизии. Особенно это заденет те компании, где экономическое положение и без того далеко от идеального. Уменьшить зависимость от персонала, по мнению экспертов, позволит грамотная модернизация. «То есть это не тот случай, когда купили новый станок и тачаем на нем модель 1963 года. К тому же нашим предприятиям надо научиться продавать свою продукцию. Для этого нужно, чтобы для начала у них был доступ в Интернет — не один компьютер на троих и не лимитированный трафик, — говорит представитель кадрового агентства «Здесь и сейчас». — Кроме того, у большинства предприятий, как государственных, так и частных, нет стратегии развития. А ведь отсюда вытекает стратегия управления персоналом. И без партнерства госорганизаций и частного сектора — никуда».

В росте зарплат сокрыты не только приятные для работников вещи, но и риски для всей экономики. Следом за этим должна повыситься и стоимость производимой продукции. А значит, привлекать покупателей соотношением низких цен и качества больше не получится. А конкурировать в более дорогом ценовом сегменте смогут далеко не все отрасли и направления. В том числе и белорусские IT-компании, предоставляющие услуги по аутсорсингу. Раньше западных заказчиков привлекала относительно небольшая стоимость их работы, но из-за нехватки кадров зарплаты у «айтишников» ощутимо прибавляют в весе, догоняя европейские и американские, что сказывается и на цене сделок. «Этот факт с каждым месяцем дает нам все меньше возможностей для роста зарплат и повышения конкурентоспособности. В итоге на протяжении нескольких лет мы наблюдаем сворачивание IT-компаний. Еще два-три года, и мы достигнем потолка, — рассуждает HR-директор компании «Альторос» Сергей Шамбер. — Предвидя это, мы, например, уже сейчас стараемся продавать не рабочие руки, а некий сервис и компетенцию, которой обладаем только мы. Это стоит дороже, чем просто программист».

Рыба ищет, где глубже

Рассуждая о том, повышать ли зарплату своим сотрудникам и на сколько, работодателю стоит принимать во внимание и то, что система ценностей у людей уже иная, чем 5 лет назад. Эксперты напоминают: эпоха «трудоголизма» заканчивается. «Все чаще люди говорят, что хотят баланса в своем развитии. Это значит, не задерживаться допоздна на работе, а проводить больше времени с семьей, развиваться. Они не торопятся устроиться во что бы то ни было на работу, а ищут то место, которое, с их точки зрения, сделает их жизнь более комфортной», — разъясняет бизнес-тренер, консультант в области HR-менеджмента Медея Ахвледиани. Вместе с тем, по ее наблюдениям, в средних и малых коммерческих организациях чаще ищут «универсального солдата», который готов работать за пятерых да еще на зарплату жаловаться не станет.

Но пока одни руководители ждут, когда к ним придут достойные кадры, другие изо всех сил делают все, чтобы удержать имеющиеся. Правда, компетенции у последних не всегда хватает. И без специалистов в этом деле не обойтись. Поэтому все больше становятся востребованными на рынке труда HR-менеджеры (не путать с кадровиками). Именно они дополняют материальные стимулы моральными, учат взаимодействовать в команде, разрабатывают систему поощрений и мотиваций, программы поддержания здоровья сотрудников. Ведь все больше временно или потенциально безработных предпочитают отнести трудовую в компанию, которая славится своей заботой о персонале. Таким образом, соискатели «клюют» уже не на имя, а на качества работодателя и возможность быть причастным к делу, полезному для общества.

В то же время специалисты уверены: на удержании изо всех сил кадров и создании для них «тепличных условий» зацикливаться не стоит. «Мы можем выйти в кокошнике, с хлебом-солью, водить хороводы по офису, но производительность труда от этого не увеличится. Кстати, она в Беларуси отстает от европейского уровня в 3—4 раза, а на ряде предприятий — и вовсе в 6—7 раз. Поэтому все усилия нужно направлять на привлечение технологий, автоматизацию процессов, приглашать новых компетентных работников, пусть и иностранных, у которых все будут учиться», — считает Александр Паньков.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter