Как должна выглядеть система выхода на рынок труда выпускников учебных заведений?

Кадры по расчету

В Беларуси молодой специалист без работы не останется. Вчерашних студентов, в том числе и учившихся за счет бюджета, в большинстве случаев направляют в государственные структуры. Но в экономике значительная доля и частных предприятий. Как должна выглядеть система выхода на рынок труда выпускников учебных заведений? Об этом рассуждают наши эксперты.

Фото Юрия Мозолевского

В ответе за тех, кого научили


Распределение помогает выпускнику получить первое рабочее место с нормальной зарплатой и соцгарантиями. В стране выстроена система обеспечения занятости. Молодежь относится к уязвимым в социальном плане категориям, поэтому государство гарантирует меры, направленные на ее приоритетное трудоустройство. 

Мировой опыт подтверждает, что молодому человеку непросто найти первое рабочее место. Ситуация с COVID-19 еще больше все усложнила. Замечаю, что в последние годы многие выпускники вузов, которые сами платили за обучение и могли уйти в свободное плавание, просили выдать им направление. 

Все больше юношей и девушек понимают, что одно дело, когда государство несет за тебя ответственность и сопровождает как молодого специалиста, а другое — когда один на один остаешься со своими проблемами.

Хотя кто-то считает распределение несовременным подходом. Но ведь учебное заведение берет на себя расходы по подготовке специалистов и вправе требовать от выпускника отработать определенный срок на тех направлениях и в той местности, где ощущается нехватка кадров. В чем же тут несправедливость?

На мой взгляд, главное, что дает молодежи распределение, — преимущество перед сильными и опытными конкурентами на рынке труда. Вчерашний студент получает ряд привилегий: у него нет испытательного срока, наниматель не может его уволить во время прохождения распределения (конечно, если молодой специалист не нарушает трудовое законодательство), есть подъемные, надбавка к окладу, возможность стать в очередь на жилье. Предусмотрено льготное кредитование на приобретение домашнего имущества, товаров первой необходимости. 

У меня педагогическое образование. Помню, как я работала учителем начальных классов в небольшой сельской школе Хотимского района, хотя была возможность уехать в город. Мне повезло с первым местом трудоустройства. Уверена, что неравнодушные, творческие и талантливые люди смогут добиться успеха на любом месте. 

Раньше никто не делал из отработки трагедию. Многие прошли через такую модель трудоустройства. И могу сказать, что это только закаляет и придает уверенности. Более того, известные врачи, ученые, педагоги вспоминают время профессионального становления с благодарностью и говорят, что это отличная школа жизни.

И еще. После распределения молодежь получает возможность работать по специальности. Важно и ценно быть нужным на своей работе, видеть перспективы, понимать, что студенческие годы не прошли бесцельно.

Механизм распределения помогает заранее получать от нанимателей информацию, сколько и каких специалистов им нужно, с каким уровнем образования. Такой подход позволяет устранять диспропорции на рынке труда, которые существуют во многих европейских странах. 

Закрепление кадров сейчас одна из важнейших задач. И в нашей стране ее решают на различных уровнях. Делается многое и для повышения престижа труда в сельской местности. Создаются агрогородки с развитой инфраструктурой. Это важные моменты, которые позволяют чувствовать себя комфортно и реализовываться профессионально, не отвлекаясь на бытовые вопросы.

Ольга Петрашова, депутат Палаты представителей Национального собрания

Время новых возможностей 


Образование должно ориентироваться на потребности экономики, а обучение — быть приближено к реальным условиям работы. В то же время сохраняется проблема востребованности выпускников на рынке труда, соответствия уровня их подготовки современным требованиям и задачам социально-экономического развития, гибкости образовательных программ. Обсуждая вопросы предоставления первого рабочего места, необходимо проанализировать систему подготовки кадров и взаимодействие учреждений образования с работодателями.

На мой взгляд, в этом вопросе важная роль отводится государственно-частному партнерству. В мировой практике насчитывается огромное количество форм взаимодействия государства и бизнеса, которые могут быть применимы и в нашей стране. Ресурсы частного сектора в сфере образования могут привлекаться в различных целях.

Первое — развитие образовательной инфраструктуры. Это строительство, реконструкция и капремонт школ, ссузов, вузов, модернизация материально-технической и социально-культурной базы, создание филиалов кафедр вузов в различных организациях, развитие адаптивной образовательной среды для студентов с особенностями психофизического развития. 

Второе — развитие цифровой трансформации образования. Я имею в виду внедрение электронных сервисов, формирование облачной информационно-образовательной среды, разработку и запуск современных онлайн-моделей обучения, создание классов робототехники, цифровых лабораторий, специализированных STEM-центров и технопарков.

Третье — развитие образовательных и социальных услуг. Например, совместная разработка программ, благоустройство территорий.

Четвертое — создание инновационной инфраструктуры. Это могут быть учебно-производственные лаборатории, профильные технологические центры, образовательно-производственные кластеры. 

Мы пока еще не уделяем должного внимания профориентационной работе. Ребят со школьной скамьи нужно активнее знакомить с «производственной кухней». Создавать ресурсные центры различной направленности, чтобы проще было определиться с будущей специальностью. 

Актуальное направление сотрудничества учебных заведений и организаций — заказчиков кадров — развитие системы дуального образования. В цифрах это выглядит следующим образом: 20 процентов — это теория, которую студент получает в стенах вуза, а 80 процентов — практика. Специалисты уже отмечают положительный эффект от применения такого подхода в Германии, Словакии, России.

При этом заказ на подготовку кадров формируется заблаговременно, и студенты в большинстве случаев знают будущее место работы уже при зачислении в вузы. В рамках такой системы производственная практика максимально приближена к работе, учащиеся получают ежемесячную стипендию, которая, по большому счету, не уступает зарплате, и не переживают, что могут остаться не при деле. В результате вуз получает мотивированного студента, организация-заказчик — опытного специалиста, учащийся — гарантированное место работы.

В условиях глобализации мы не можем игнорировать влияние интеграционных процессов на рынок труда и сферу образования. Например, в целях упрощения устройства на работу граждан из стран ЕАЭС разработан проект электронной биржи труда. Но получается, что мы создаем этот проект в рамах ЕАЭС, однако у нас до сих пор не сформировано единое образовательное пространство. Поэтому некоторые вопросы социальной интеграции требуют особого внимания. Это развитие академической мобильности, углубление сетевого взаимодействия, создание системы совместной подготовки кадров, прохождение практики в странах — членах ЕАЭС. Но при этом сегодня важно не допустить оттока высокообразованной и талантливой молодежи в другие страны. 

Государственно-частное партнерство в сфере образования — не только инвестиционный механизм, направленный на реализацию инфраструктурных проектов. Традиционных способов взаимодействия учреждений образования с работодателями уже недостаточно. Время требует расширения форм работы с учащимися, выстраивания образовательной траектории еще со школьной скамьи, максимального привлечения в систему распределения частных организаций, включая малый и средний бизнес. 

Екатерина Тулейко, научный сотрудник Академии управления при Президенте
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter