Кадры по-прежнему решают многое

О путях решения кадровой проблемы — беседа с зампредседателя Могилевского облисполкома Анатолием Глазом

На  одном  энтузиазме  сегодня  вряд  ли  что-нибудь  построишь…

Известный лозунг не утратил своей актуальности и сегодня. О путях и методах решения кадровой проблемы в стране и на региональном уровне — беседа нашего корреспондента с заместителем председателя Могилевского облисполкома Анатолием ГЛАЗОМ (на снимке). 

— Анатолий Тихонович, насколько актуальна, на ваш взгляд, кадровая проблема сегодня? Существует же, пусть и не очень большой, рынок свободной рабочей силы. 

— Поверьте мне на слово, в нашей стране постоянным безработным можно быть только по собственному желанию, избрав так называемое бомжевание как образ и стиль жизни. Такие люди есть не только у нас или у наших ближайших соседей, но и в развитых европейских странах. Мне их лично приходилось наблюдать. А временная безработица – проблема решаемая. В то же время вопрос кадров, их подготовки и наличия – один из сложнейших и актуальных для Беларуси. Об этом неоднократно говорил глава государства во время посещения Гомельской области и на совещании в Бресте. Достаточно сказать, что, по оценке Министерства экономики, с 2008-го по 2012 год ежегодная потребность в рабочих кадрах возрастет в республике с 48 до 51 тысячи. И это, подчеркну, только рабочих, не говоря уже о специалистах для наукоемких производств, нашей «силиконовой долины» и ряда других. Так что кадровая проблема более чем актуальна сегодня и для страны в целом, и для каждого отдельного региона. 

— И какими вам видятся пути ее решения? 

— Начинать нужно с совершенствования системы подготовки кадров. Если говорить о наиболее востребованных сейчас рабочих специальностях, то у нас в области их подготовке уделяется огромное внимание. Наши ПТУ давно преобразованы в лицеи и колледжи. Причем это не формальное преобразование, а качественно новая ступень обучения, дающая возможность при желании продолжить свою подготовку в высших учебных заведениях. Но в этой новой системе есть и свои проблемы. Главная из них – материально-техническая база учебных заведений. Понятно, что нет смысла в каждом профильном колледже или лицее создавать сверхсовременную материальную базу. Разумнее оборудовать единые региональные центры подготовки, оснащенные новейшим оборудованием, и уже на их базе совершенствовать завершающую стадию подготовки специалистов. У нас в области такие центры планируется создать в Могилеве, Бобруйске и Кричеве. 

Что касается сельскохозяйственных учебных заведений, то они нуждаются в своих собственных фермах, пусть небольших, но оснащенных новейшими  технологиями. Плюс современная техника в лизинг. Но для подлинно качественного прорыва в сфере подготовки рабочих кадров необходимы новые подходы и решения на государственном уровне. Думается, пришла пора пересмотреть существующее положение о базовых предприятиях: в своем нынешнем виде оно не решает главных жизненных проблем – спонсорской помощи подшефным, передачи им оборудования, за что сейчас шефам приходится платить немалый налог. Базовое предприятие не имеет сегодня даже возможности оказания финансовой помощи учебному заведению для обновления его материально-технической базы. А почему не разрешить ему или профильному министерству использовать на эти цели инновационные фонды? Ведь это более чем окупаемые в перспективе вложения в подготовку собственных кадров и повышение ее уровня, в выигрыше будут все. 

Отдельно хочу сказать о работе средних специальных учебных заведений. Мне кажется, назрела необходимость нацелить их также на подготовку кадров высококвалифицированных рабочих. К сожалению, в последние годы престиж рабочей специальности, сам статус рабочего человека утратили в обществе свое истинное значение. И это при том, что уровень знаний современного рабочего, его профессиональная подготовка не так уж далеки от уровня и подготовки инженерного корпуса. А популяризации и созданию нового имиджа рабочего человека уделяется мало внимания, в том числе и средствами массовой информации. Думается, устранение этого пробела и все названные меры помогут успешному решению проблемы дефицита рабочих. 

Если коснуться подготовки инженерно-технических работников и их нехватки в отдельных отраслях, то, возможно, проблема в том, что технические вузы активно заняты подготовкой непрофильных специалистов: юристов, финансистов, а не своих родных инженеров. Может, стоит Министерству экономики совместно с Министерством образования определить степень необходимости тех или иных специальностей для нашего народного хозяйства и подумать о том, что профильные вузы должны все-таки готовить специалистов своего направления. 

— Страна в целом и ее регионы в частности переживают небывалый строительный бум. Для поддержания темпов строительства не хватает не только стройматериалов, но и строителей. В Могилеве скоро начнут строить китайцы. А сами что? 

— Китайские специалисты будут строить высотные дома, практически небоскребы, высотой до 30 этажей. Опыта такого строительства, как, впрочем, и техники, у нас нет. Так что польза обоюдная. А что касается нехватки специалистов в этой отрасли, то мы в области уже приняли определенные меры. В частности, набор учащихся на строительные специальности во все профильные учебные заведения увеличен в этом году на 15 %. Но беда в том, что нехватку кадров в строительстве провоцирует ряд связанных с ним негативных моментов: низкий уровень механизации, особенно малой, соответственно, высокая доля ручного труда, недостаточная оплата, которая не в состоянии стимулировать повышение его производительности. На одном энтузиазме, как это было в тридцатые годы, сегодня вряд ли что построишь. 

— АПК страны тоже испытывает кадровый голод, да и сменяемость специалистов достаточно высока. Два обязательных года не решают проблему. 

— Могу назвать три основные причины, по которым специалисты покидают село: низкий уровень зарплаты, ненормированный рабочий день и плохие условия проживания. На третью причину своевременно и в полном объеме, благодаря позиции главы государства, было обращено внимание. «Президентские» дома на селе стали его неотъемлемой и привычной частью. Но дело в том, что сегодня домиков кое-где больше, чем специалистов, а вот первые две проблемы еще далеки от своего решения. И если ненормированный рабочий день в страдную пору так и останется световым, то в остальное время его можно сократить за счет более полного и эффективного внедрения современных технологий сельхозпроизводства. Что касается материальной заинтересованности, то ее можно поднять за счет акционирования хозяйств и выделения специалистам их доли акций. И обязательно нужно увязать рост заработной платы с трудовым стажем. Отработал специалист в хозяйстве не 2 обязательных года, а 5 лет — получи прибавку к жалованью 30 %, а за 10 лет и все 50. Дополнительные средства на это можно получить путем внедрения в сельхозпроизводство быстроокупаемых проектов. Источниками финансирования для них могли бы стать средства, полученные в результате перераспределения финансов, выделяемых сегодня на строительство жилья в нашей области. Так, в текущем году на эти цели выделено 113 миллиардов. Но, как я  уже говорил, в некоторых хозяйствах стоят пустующие домики, ждущие своих новоселов. И продолжать их строить там, мягко говоря, нецелесообразно. Вот и разрешить бы руководству района часть выделенных на строительство жилья средств использовать на инновационные проекты, дающие дополнительную прибыль. Ее можно было бы пустить на повышение зарплаты. 

Но, помимо материальной заинтересованности, для закрепления кадров на селе и в строительстве необходимо использовать и другие дополнительные меры. Скажем, дать возможность выпускникам ПТУ, продолжающим работать более двух лет по специальности, поступать на заочное отделение в вузы на бюджетной основе без экзаменов сразу на второй курс. В сочетании с другими мерами это тоже могло бы стать реальным стимулом для закрепления кадров. А весь комплекс мероприятий, о которых шла речь, я уверен, позволил бы в итоге выйти на полное решение проблемы обеспеченности кадрами всех уровней нашего народного хозяйства. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter