Обаяние Пекина в фотографиях

Кадры объединяют всех

Муж вернулся из двухнедельной поездки в Пекин — фотографа пригласили на фотофестиваль...

Муж вернулся из двухнедельной поездки в Пекин — фотографа пригласили на фотофестиваль. Отличный повод посмотреть со стороны на город, в котором прожил 19 лет. Знаете, в Китае все — масштабно: если уж решили пригласить фотографов посмотреть на столицу свежим взглядом, поискать неожиданные ракурсы, так фотографов должны быть десятки (в данном случае — 50 человек) из многих стран мира (из 29). Белорусов было трое — Михаил Пеньевской (глазами которого вы, дорогие читатели, много лет видели Китай), Сергей Плыткевич и Юрий Величенко.


В Китае всего много: и людей, и машин, и зданий. Мы привыкли, а тех, кто приехал впервые (как Юрий Величенко) или спустя много лет (как Сергей Плыткевич), впечатляет. Заметно, что пекинцы стали меньше ездить на велосипедах (за последние 13 лет велосипедисты почти исчезли с улиц, а предназначенные для их проезда участки мостовой оккупировали автомобили) и разучились жить без мобильных телефонов. Телефон для китайца заменил друга, товарища и брата: они пялятся в экраны везде — в метро (там устойчивый мобильный сигнал, и вы остаетесь на связи и под землей тоже), в парках и даже в гостях у родителей. Родители за прогрессом не поспевают, а потому, глядя на чадо, физически здесь присутствующее, но на самом деле отсутствующее напрочь, переживают и не знают, как восстановить утраченный благодаря новейшим технологиям контакт.


Но мировые фотографы приехали снимать не это, им нужно было рассказать об обаянии Пекина — его широких проспектах и узких улочках в традиционных хутунах (их с каждым годом остается все меньше, поэтому мой фотограф получил специальное и личное задание — снять побольше именно старого Пекина, зажатого между озерами Хоухай и Шичахай), его людях — которые приходят спозаранку в храм Неба, чтобы в коллективе незнакомцев сделать утреннюю гимнастику, а потом спрятаться в тени Длинного коридора и устроить песенные соревнования и битву хоров. Именно по таким пекинским утрам я уже скучаю — в Европе такого нет, да и нигде, кроме Китая, я такого не видела.


Фотографов пригласили в Пекин редакция журнала Beijing This Month («Пекин в этом месяце») и управление внешних связей Пекинского муниципалитета. Причем к созданию брэнда города это не имеет никакого отношения — брэнда у Пекина нет, и разрабатывать его не собираются: зачем? Имя — само по себе брэнд. Символ есть давно — главное сооружение храма Неба с круглой крышей, для Китая уникальное, а потому легкоузнаваемое. Фирменного цвета у Пекина тоже нет — а зачем?


Вопрос, который заботит отцов города, — пекинский дух. Что чувствуют люди, которые здесь родились или которые приехали впервые, но мечтают назвать столицу своим домом? Теперь на многих трассах установлены разноцветные плакаты с надписью: «Патриотизм. Инновации. Сопричастность. Достоинство». Это и есть пекинский дух. Мировые фотографы именно его — нематериальную, ускользающую, едва различимую субстанцию — пытались уловить, запечатлеть и материализовать.


Было нелегко: выезд из отеля в 5 утра (нужно же поймать утренний свет!), возвращение — ближе к 9 вечера, а потом еще пару часов на обработку снимков: организаторы (оплатившие, кстати, перелет и проживание) хотели получить в свое безраздельное пользование самые лучшие. Творческая среда была интересной (когда встречаются вместе специалист по модной фотографии из Австрии, дикой природы из Малайзии и Беларуси, архитектурным снимкам из Канады и специалисты широкого профиля из Беларуси, России и других стран, им всегда есть о чем поговорить, даже если языком друг друга они владеют не слишком), но и весьма конкурентной. Когда к 6 утра в храм Неба привозят сразу всех и призывают «Снимайте!», найти уникальный ракурс трудно даже самым опытным мэтрам. Но зато какой опыт!..


Михаил Пеньевской, потерявший в поездке несколько килограммов живого веса и сделавший несколько тысяч снимков, сравнил фотографов с собаками: «Высунув язык носимся по городу, как собаки в поисках пропитания. Мы — творческого. И когда находим — счастливы, как собаки, обглодавшие мозговую косточку».


Счастливы после такого события бывают обычно все. Организаторы — что удалось эту толпу творческих (и по определению сложных) людей удержать более–менее под контролем и за не самые, признаться, большие деньги, потраченные на организацию, получить десятки тысяч высококачественных снимков, которые можно использовать следующие несколько лет. Участники — что увидели один из крупнейших мегаполисов мира, познакомились и обменялись опытом с коллегами и знакомство это может продолжиться, а еще — что практически бесплатно смогли сделать тысячи отличных снимков. Так что пусть подумает минская мэрия — может, и нам что–то в этом роде замутить? Пусть мировые фотографы посмотрят на нас свежим взглядом.

 

Советская Белоруссия №104 (24241). Суббота, 8 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter