Закончился 23-й Минский кинофорум

Кадры, которые запомнились

Закончился 23-й Минский кинофорум. В этом году международный фестиваль «Лiстапад» отличался скромностью. Сосредоточились не на внешнем лоске, а на конкурсной программе.



– Люблю приезжать на «Лiстапад» – здесь всегда отбирают очень сильные фильмы. А в этом году и вовсе спорили до последнего, кому же вручить главный приз, – признался на торжественной церемонии закрытия киносмотра председатель жюри, грузинский режиссер Заза Урушадзе.

После многочасовых споров Гран-при отдали картине «Лили Лейн» («Лилиевая тропа») венгерского режиссера Бенедека «Бенце» Флигауфа. Это история о женщине Ребекке и ее маленьком сыне, которому она рассказывает воображаемые истории. Потом выясняется, что это реальные эпизоды из ее жизни.

Отдельно от конкурса игрового кино проходила программа «Молодость на марше», в которой участвовали картины начинающих режиссеров. Лучшей лентой стала российская «Зоология» Ивана Твердовского – полуфантастическая драма о работнице зоопарка, у которой внезапно вырос хвост.

Лауреатом конкурса документального кино стала польская лента «Причастие». Режиссер Анна Замецка сняла фильм о 14-летней девочке, которая вынуждена тащить на себе всю семью.

Были и специальные награды. Фильм японского режиссера Хироюки Курокавы «Молитва Лиры» получил приз Президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино». Главная героиня картины случайно оказывается в историческом музее и, увидев одну из глиняных фигурок, начинает «видеть» события из прошлого.

«Души мертвые» по-прежнему в цене


В конкурсе белорусских фильмов победителями стали сразу три картины.


Лента «Саламанка», помимо спецприза, получила награду в категории «Лучший документальный фильм». Анимационная лента «Даша и людоед» Наталии Суринович стала призером в конкурсе анимации.

Приз за лучший игровой фильм получил Виктор Красовский с картиной «Души мертвые». Молодой режиссер снял фильм о современном логистическом центре, где трудятся работники с инвалидностью. Однажды туда приезжает хозяин предприятия, которому плевать на работяг, ему нужна лишь прибыль. В его планах – уволить всех и взять на их место здоровяков.

Корреспондент «СВ» поймал режиссера за кулисами.

– Виктор, ваша драма – социальное кино?

– Не совсем. Мы не снимали фильм о том, как бедно и тяжело живут люди с инвалидностью. Лента не про них, а про лицемерие общества по отношению к таким людям. Все это сочувствие – фальшь, пустые слова.

– «Души мертвые» действительно снимались одним кадром?

– Все верно. Хотелось попробовать необычный формат. На съемки ушло три дня. Два дня репетировали и еще один день снимали.

– Вы собирались стать скульптором, а как в итоге попали в режиссерскую компанию?


– Хотел подать документы на отделение скульптуры, а в итоге попал на режиссуру. Уже когда поступил, понял, что эта «случайность» стала самой важной в моей жизни.

Геннадий Овсянников: иди в мир, ищи свой путь


На церемонии открытия народный артист СССР, звезда На-ционального театра имени Янки Купалы получил спецприз Президента «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве».

– Когда ведущие объявили, что я стал лауреатом, над речью долго не думал. В памяти сразу возник монолог одного из моих любимых персонажей – шляхтича Завальни из книги Яна Барщевского «Беларусь в фантастических рассказах»:

– Я повторю слова, которые сказал мне когда-то отец: «Иди в мир, ищи свой путь, люби Бога, ближнего. И правда, воля Творца тебя не оставит. Служа, отдавайся полностью и будь трудолюбивым. Когда столкнешься с несчастьем – терпи! В беде не поддавайся отчаянию, помни, что нет ничего вечного на свете…»

Одинаково люблю играть в театре или сниматься в кино. Просто экранные ленты сразу охватывают большую аудиторию. А снимался я в основном на «Беларусьфильме». Работал со многими известными режиссерами: с Виктором Туровым, Валерием Рубинчиком, Александром Ефремовым. Знакомством с этими кинематографистами горжусь. На современный кинематограф смотрю с глубокой печалью. Нет сегодня картин-потрясений. Один фильм посмотришь, потом второй – и разницы особой не видишь.

Режиссер Оксана Бычкова: «Питер FM» помог снять новый фильм про Петербург


Первой лентой внеконкурсной программы стал женский альманах «Петербург. Только по любви».


Представлять картину в Минске приехала Оксана Бычкова. Режиссер сняла одну из семи новелл – «Утро»:

– Пару лет назад в прокат вышел фильм «Короткое замыкание», в котором наши мальчики-режиссеры рассказывали о первой любви. А девочек никто не спрашивал. И вот благодаря продюсеру Сергею Сельянову женский голос кино наконец-то услышали!

Нас ни в чем не ограничивали, рамки были только – Петербург и четыре съемочных дня. Мой сюжет основан на реальных событиях, которые произошли с подругой в 1990-х. Правда, в реальности все было гораздо жестче. Парень поспорил, что влюбит в себя девушку, прикинувшись немым. А у нас в новелле юноша просто застеснялся и придумал такой необычный способ знакомства.

– Десять лет назад вы уже снимали оду северной столице – «Питер FM». В чем разница?


– Петербург, как был, так и остается моим любимым городом. «Питер FM» получился коммерчески успешным. У новеллы «Утро» совсем другой формат. Хотелось показать немножко другой Питер, «не засвеченный».

И знаете, первый фильм мне очень помог. Выбирали места для съемок, владельцы магазинов и кафе не хотели нас пускать. Но как только слышали, что я автор картины «Питер FM», сразу открывали двери.


Главная интрига: узнает ли героиня, что юноша только прикидывается немым?
Фото представлено пресс-службой кинокомпании «ПРОвзгляд»


– Юношу-молчуна у вас играет модный актер Александр Паль, известный по комедиям «Елки» и «Горько!».

– Он нравится девчонкам. Мне хотелось попробовать Сашу в некомедийной роли. Потому что он не такой поверхностный, как кажется. В итоге молчал он ну очень хорошо!

Девушку сыграла Надя Лумпова, которая снималась у меня в фильме «Еще один год». Она замечательная актриса – работала бы с ней и работала. Но у нее много проектов в театре, так что не получается.

Есть и ноу-хау – отца главной героини сыграл... наш режиссер монтажа. Это его актерский дебют. Когда будете смотреть, обратите внимание, чем он занимается в кадре: сидит за компьютером, монтирует свой предыдущий фильм!

– Если бы вам предложили снять новеллу для альманаха «Минск. Только по любви», какой был бы сюжет?

– Не могу ответить – для этого нужно прочувствовать город. А я здесь впервые. Но Минск мне понравился – это город со своей атмосферой и очень благодарным зрителем.

СПЕЦПРИЗЫ


От Парламентского Собрания Союза Беларуси и России вручили две награды «За верность нравственным идеалам в кино-искусстве». Их удостоились анимационная картина Елены Петкевич «Марк Шагал. Начало», созданная на основе автобиографии художника, и документальный фильм о городе на западе Испании «Саламанка», который сняли молодые операторы Руслан Федотов и Александра Кулак.

Авторы публикации: Ирина МУСТАФИНА, Валентин ПЕПЕЛЯЕВ, Нина КАТАЕВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter