«Кадровый» офицер

Василий Лановой и сейчас легко мог бы кружить головы юным девам...
Василий Лановой и сейчас легко мог бы кружить головы юным девам. Дело даже не в том, что он по–прежнему красив, — у него совершенно особенные глаза. Глаза молодого человека, где есть ирония, но нет усталости, есть активное любопытство и ни капли равнодушия. Не нужно напрягать ни память, ни фантазию, чтобы представить его и бесшабашно храбрым Павкой Корчагиным, и мечтательным Грэем, и благородным Иваном Вараввой из культового советского фильма «Офицеры» — все эти качества, столь ценимые многочисленными поклонниками персонажей Ланового, как будто до сих пор свойственны ему, настоящему... В Минск он прибыл всего на день — вручить награды белорусским военным, которые для них учредил фонд «Армия и культура». Лановой возглавляет этот фонд уже больше 10 лет — со дня его основания. Одновременно заведует кафедрой художественного слова в знаменитом Щукинском училище. И до сих пор остается верен подмосткам своей жизни — театру им.Вахтангова.

— Буквально только что на российские экраны вышел сериал «Офицеры» с вашим, Василий Семенович, участием. Это ведь первая ваша роль в сериале?

— Да, в сериалах я не снимался. И не смотрю их никогда. Но в этот фильм меня заманили ролью старого генерала, человека с очень приличной судьбой. При этом продюсеры всячески подчеркивали, что к «Офицерам», где мы снимались с Юматовым, этот проект отношения не имеет никакого. Нам ведь многократно предлагали снять «Офицеры–2», «Офицеры–3», но каждый раз мы отказывались. Мы — это Борис Васильев, один из авторов советских «Офицеров», я и другие, кто еще жив... В сценарии сериал назывался «Офицеры — последние солдаты империи», это никакое не продолжение, просто приключенческий фильм, другая эпоха... Но когда Первый канал выпустил его под названием «Офицеры», да еще с девизом из нашего фильма «Есть такая профессия — Родину защищать», мало сказать, что я был удивлен. Если называть вещи своими именами, это очередная подлянка телевизионных продюсеров. Когда я снимался, например, в фильме «Брежнев» (в роли Андропова), свои лучшие сцены сыграл в 5–й и 6–й сериях. Но Первый канал их выбросил и оставил только 4 серии... Договариваться, бороться с ними немыслимо. Тем не менее Борис Васильев собирается подавать в суд.

— А как вышло, что вот уже 13 лет вы возглавляете фонд «Армия и культура»?

— После 1991 года, когда рушилось все, что составляло жизнь страны, многим хотелось компенсировать это. В советские времена существовало почти целое министерство, которое занималось шефством работников культуры над армией, возглавляла его народная артистка Елена Гоголева. Фонд «Армия и культура» — своеобразное продолжение деяний Гоголевой... Когда мне предложили стать его председателем, я не раздумывал. То, что крыло войны захватило меня в нежном детском возрасте, видимо, наложило такую печать, что для меня это на всю оставшуюся жизнь стало главным. И когда, например, у меня был выбор между штатской картиной и военной, я всегда выбирал войну... Со своим фондом мы выступали на Урале, в Сибири, в «горячих точках» нашей страны, в Чечне, в госпиталях. Достаточно однажды увидеть, как нужна воинам наша помощь, как они не отпускают нас, артистов, — ни у кого больше не возникнет вопросов, для чего нужен наш фонд. Для них это — как дома побывать...

— Фонд «Армия и культура» оказывает не только моральную поддержку, но и финансовую, не так ли?

— Нам помогают очень многие организации, особенно московское правительство. Это дело благородное, и мы делаем его с радостью.

— Какие воспоминания о войне лично у вас?

— Много, очень много... Как между Винницей и Одессой немец подшутил над 7–летним мальчиком Васей Лановым и дал очередь у него над головой из автомата... Расстрелы, повешения... И потрясающая по яркости картина, когда нас освобождал генерал Ковпак. Бог знает во что одетые и обутые солдаты с длинными противотанковыми ружьями, апрель 1944 года — вообще фантастическая история... Кстати, там, в оккупации, учитель впервые прочел нам «Павку Корчагина»... В общем, все, что нужно, осталось в памяти.

— А где вы научились такой выправке?

— Строение скелета такое, наверное. Ну, и актерские люди всегда учились держать спину. Как и военные. Я за ними наблюдал, первая моя роль в театре была — лейтенант Бакланов... Хотя в кино на военных везло, конечно, больше. В фильме «Солдаты свободы» я сыграл маршала Андрея Антоновича Гречко по его личной просьбе. После «Офицеров» он сам позвонил — сыграй, говорит, меня ты, а то мне не нравится, как меня играют...

— Знаю, что вы сотрудничали с нашим Николаем Пинигиным...

— Видел его сегодня по телевизору — хорошая у Коли программа... На мой взгляд, к моему 70–летнему юбилею мы с ним сделали замечательный спектакль «Фредерик, или Бульвар преступлений» о великом актере и романтике Фредерике-Леметре. Так что с Колей у меня самые нежные отношения, хорошие такие, добротные... Знаком я и с вашим Янковским, очень хочу посмотреть его в спектакле «Перед заходом солнца». Потому что мы одновременно с ним давали заявку на этот спектакль, но мне Ульянов не разрешил, а Ростислав вот уже 3 года играет, и мне это очень приятно.

— А как вам с Ириной Купченко не удалось заразить театром сыновей? Юрист и экономист в актерской семье — редкость...

— Очень просто — мы не водили их в театр. Показывали только самые лучшие спектакли — «Принцессу Турандот», например, или какой–нибудь наш удачный. Потому что когда дети растут в театре — это катастрофа, от такой заразы уже не избавиться, а мы не хотели, чтобы они занимались нашей профессией.

— Пару лет назад в одном из своих интервью вы говорили, что боитесь ходить в театр...

— И сейчас боюсь, все последние
15 лет боюсь. Очень редко получаешь то, чего ждешь. Кругом изъяны вкуса...

— А о подъеме российского кино что думаете?

— Если говорить о сериалах, так это не подъем. Сериалам спасибо только за то, что они сохранили жизнь актеров в профессии, дали возможность выжить.

— А «Дозоры», «9 рота»?

— Ради Бога, но отношения к искусству это никакого не имеет. Это имеет отношение к технике кинематографа, но того волнения, которое было в лучших советских фильмах, там не получишь.

— Известно, что вы не очень охотно общаетесь с журналистами...

— А очень нагло себя ведут. В прошлом году одна журналистка поместила на сайте своего издания фотографию со съемок «Брежнева» — сцену смерти Андропова и написала: у Ланового инсульт, лежит в больнице. Два дня театр Вахтангова не мог работать, со всей страны звонили...

— Фильму «Офицеры» в этом году исполняется 35 лет. Будете отмечать?

— Обязательно — на осень уже запланирована большая телевизионная встреча оставшихся в живых актеров из этой картины.

— Как вы думаете, лет через 50 будут снимать о Великой Отечественной?

— Думаю, что через 50 лет как раз и появятся великие произведения об этой войне. Вот как Лев Николаевич описал войну 1812 года спустя много десятилетий. Когда поколение воевавших отойдет, когда будут собраны все мнения по поводу того или иного факта, тогда–то и будет создано кино, подобающее этому гигантскому событию.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter