Круглый стол: как поднять престиж сельскохозяйственных профессий?

Кадровый эффект

Заманить абитуриентов в аграрные колледжи и лицеи могут работодатели — высокой зарплатой, социальными бонусами и быстрым карьерным ростом. Могут, но делают ли это?
Заманить абитуриентов в аграрные колледжи и лицеи могут работодатели — высокой зарплатой, социальными бонусами и быстрым карьерным ростом. Могут, но делают ли это?


(Начало в номере за 14 октября.)

О стимулах


А. ПЕТРОВА: — Проблема с кадрами в системе АПК характерна не только для Беларуси, остра она и на Западе. Например, в Германии, где создают специальные социальные пакеты, допустим, в налогообложении и кредитовании. К тому же направляют учащегося на создание собственного бизнеса в системе АПК. У нас своя специфика. Пришло время кластеров — объединений учреждений образования региона и работодателей. Как это работает? Кластеры изучают рынок труда и образовательных услуг, потребности абитуриентов и организаций — заказчиков кадров. Эти данные анализируются, принимается решение — кого, кому и чему учить.

В России кластеры работают, но о практических результатах говорить пока рано. У них нет и обязательного распределения. Наши выпускники все-таки больше защищены на рынке труда — их готовят согласно запросам организаций — заказчиков кадров.


«СГ»: — В вузах обычно распределение происходит болезненно: выпускники, «прикипев» к большим городам, с неохотой возвращаются хорошо если в родные пенаты, не говоря уже о неизвестной им глубинке. Интересно, а как в системе ПТО и ССО?

А. ПЕТРОВА: — Потребность в рабочих специальностях высокая во всех регионах. По массовым профессиям именно в районах готовят специалистов. Их распределяют в основном в те же или близлежащие города и поселки. Поэтому стресса у выпускников нет. Есть и другие примеры — пчеловодство. Единичная специальность, по ней готовят в одном только Смиловичском государственном аграрном колледже. Или мастера производственного обучения, которые в дальнейшем идут работать в ПТО. В сельском хозяйстве это только Пинский государственный индустриально-педагогический колледж и Городокский ГПТК сельхозпроизводства имени И. В. Дорошенко — они «куют» мастеров ПТО для всей республики.

Т. СЕНЬ: — Перед распределением, месяца за три, мы даем информацию в облисполком, в кадровую службу Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию. Они мониторят потребность хозяйств области в специалистах, передают нам, а мы знакомим выпускников, которые сами выбирают себе будущее место работы. Указывается и зарплата, и должность, и жилье, то есть все условия, предлагаемые хозяйством. Но, как правило, повторюсь, вакантных мест больше, чем выпускников. На само распределение приезжают работодатели. И их обычно больше, чем выпускников. Заранее приходят письма из сельхозпредприятий с просьбой распределить выпускников именно к ним. Начиная с октября представители некоторых СПК приезжают и беседуют с будущими выпускниками. Но тех на всех не хватает. Некоторые работодатели уезжают обиженными.


«СГ»: — Что ж, сами не позаботились о кадровом благополучии…

А. ПЕТРОВА: — Не ошибусь, если скажу, что в основном в сфере АПК молодые специалисты обеспечены жильем. Это большое преимущество.

О. КОСЕНЮК: — Да. Ситуация такова: у нас в отрасли руководящих работников и специалистов с высшим образованием 42 процента. Остальные со средним специальным. Соответственно, все льготы и соцпакет распространяются и на тех и на других. Нет разделения на специалистов, которые пришли из вуза или ссуза.

Какой конкретно соцпакет? Служебное жилье, доплаты молодым специалистам, можно взять кредит на приобретение домашнего имущества. Есть и отсрочка от призыва на военную службу, если он работает на территории радиоактивного загрязнения.

Молодые специалисты получают доплаты первые два года работы. И те, кто в последующем остается, еще получают три тарифные ставки первого разряда ежемесячно. Сейчас это 825 тысяч рублей. Каждое хозяйство еще предоставляет и свои бонусы. Если сельхозорганизация заинтересована в кадрах, значит, должна им что-то предлагать, исходя из своих возможностей. Есть и такие, которые своим молодым специалистам со средним специальным образованием, обучающимся заочно в вузе, доплачивают каждый месяц, компенсируют найм жилья на время сессии, берут на себя оплату коммунальных расходов. 

Другими словами, кто работает на перспективу, тот и будет с кадрами. Нужно активнее вести профориентационную работу: отобрать, заключить целевой договор и определить преференции. Кстати, мы рекомендуем, чтобы доплату устанавливали по успеваемости, дифференцированно. Это отличный стимул учиться лучше.

О практике и бизнесе


«СГ»: — А почему бы обучение по некоторым профессиям не проводить без отрыва от производства? Наши ссузы и ПТО такие услуги оказывают? Сколько это стоит?

А. ПЕТРОВА: — Если говорить о рабочих профессиях, то получение квалификации на производстве предусмотрено. Но учреждения образования расширяют перечень услуг, связанных с программами дополнительного образования взрослых. Это профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации. Так учреждения образования реагируют на изменения баланса между спросом и предложением на рынке труда. И тем самым компенсируют недостаток обучающихся по образовательным программам основного образования. Плюс — больше взаимодействуют с работодателями.


 «СГ»: — То есть хозяйство затрачивает минимум времени и денег на совершенствование своего специалиста. А тот, в свою очередь, заинтересован в повышении квалификации материально. Правильно?

А. ПЕТРОВА: — Да. В ПТО взаимосвязь тесная. Если брать классические программы, то большую часть производственного обучения проводят в организации. Для чего? Чтобы специалист мог работать с тем оборудованием, которое имеется на производстве. Вместе с Минсельхозпродом мы проанализировали ситуацию с кадрами современных животноводческих комплексов. У высокотехнологичного оборудования, которое внедряется сегодня на фермах, свои «запросы». Требуется принципиально новая квалификация — рабочий со средним специальным образованием. И мы внедрили новую специальность «техническая эксплуатация автоматизированного технологического оборудования в животноводстве».

Т. СЕНЬ: — Хозяйствам, которые готовы заключить целевой договор, можно посоветовать создавать базу данных по вакансиям и условиям, доплатам, которые они готовы предоставить. Это помогло бы заключить больше целевых договоров.


«СГ»: — А столичные абитуриенты нацелены на работу в АПК? Или их интересует получение высшего образования по НИСПО?

Т. СЕНЬ: — Ребята из Минска поступают в основном на «ветеринарную медицину» и идут потом в вуз. Хотят работать либо в столице, где много ветеринарных клиник, либо поближе к ней. Некоторые настроены на частную практику. Но, не получив производственного опыта, ею заняться сложно. Бывают те, кто не идут работать по специальности и выплачивают государству деньги за обучение.


«СГ»: — Вы затронули вопрос частной практики. Разве у нас в ссузах и ПТО не проводят какие-либо бизнес-курсы, чтобы ориентировать будущих специалистов, к примеру, на работу индивидуальным предпринимателем?

А. ПЕТРОВА: — Учащиеся колледжей и лицеев могут постичь азы экономической науки, изучая курсы «Основы экономики», «Экономика организации»: это составление различной экономической документации, расчетов, бизнес-планов, смет… А в ссузах, так как они готовят специалистов среднего звена, им дают еще и основы менеджмента. Предусмотрены и дисциплины по выбору, факультативы. Одна из рекомендованных тем — основы предпринимательской деятельности.

Т. СЕНЬ: — Кстати, есть примеры, когда после отработки некоторые открывают свое дело…

Об имидже профессии


«СГ»: — А что думают работодатели о подготовке специалистов в ссузах и ПТО? Каких навыков им не хватает? 

О. КОСЕНЮК: — Здесь нужно говорить о качестве практической подготовки. Производственную практику без помощи базовых современных хозяйств, где есть что почерпнуть, вести сложно. Плюс — перенесли распределение на более ранние сроки, чтобы направить ребят в хозяйства, где они будут трудиться. Это помогает им быстро адаптироваться на конкретном производстве.

А. ПЕТРОВА: — С моей точки зрения, качество обучения зависит от взаимодействия заказчиков кадров с организациями образования. А престиж профессии, ее имидж? Молодежь заходит в Интернет, сидит на медиапорталах в соцсетях. Чтобы создать привлекательный образ профессиям АПК, нужно показывать работников суперсовременных животноводческих комплексов, лучшие ветеринарные клиники… Рассказывать о «продвинутой» технике и молодежи, которая работает с этим оборудованием. Нужно разрушить стереотип, что АПК — это ручной грязный труд. Для молодежи аграрная сфера — место для развития.

О. КОСЕНЮК: — Верно. Мы должны показывать лучшее. Посмотрите, какой урожай в этом году! Никогда еще такого не было. Кто кормит страну? В этом огромная заслуга каждого специалиста сельского хозяйства. А ведь мы мало об этом говорим. К тому же ни в одной отрасли нет таких возможностей карьерного роста, как здесь. Многие высокопоставленные чиновники вышли именно из АПК. Убежден, тот, кто поработал в сельском хозяйстве, сможет трудиться везде.


uskova@sb.by

bolshakova@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter